Пышное изысканное убранство фасадов дополняется внутренней красотой уникальных фресок и рельефными украшениями порталов. Он не давит золотом и лепниной, он благороден и величественен.
Казанский храм был построен в 1694 году на средства известного русского промышленника и одного из богатейших людей той эпохи — Григория Дмитриевича Строганова, имевшего свои дворы в Устюжне. В тот же год в День Казанской иконы Божьей Матери он был освящен.
21 июля 2024 года, в День Казанской иконы Божьей Матери, храм отметит 330-летие со дня своего рождения.
Афанасий Железный посох
Храм в том виде, в котором мы его видим сегодня, был построен в 1694 году. Однако история его началась немного раньше. В 1647 году здесь была сооружендеревянная Казанская церковь. Полегенде её строительство связано с именем городского юродивого Афанасия Железного Посоха, которому явилась на этом месте Казанская икона Божьей Матери, висевшая на сосне. Он и собрал с горожан пожертвования на строительство деревянного Казанского храма, который в 1659 году сгорел от удара молнии. Взамен построили две деревянные церкви — холодную и теплую. В иконостасе холодной стояла явленная Казанская икона, увиденная на сосне Афанасием Железным Посохом и почитаемая чудотворной. Спустя несколько лет на их месте Строгановым и был построен каменный храм.
Храмовый ансамбль
Со временем вокруг Казанского храма появились другие церковные строения и образовался храмовый ансамбль, в который также входят стоящая рядом колокольня, каменные церковь-памятник, часовня-памятник и небольшая деревянная часовня у южных ворот. Весь ансамбль опоясывает каменная ограда.
Казанский храм — один из немногих в стиле строгановского барокко, его можно сравнить с такими же уникальными строениями известного промышленника, как, например, Введенский собор в Сольвычегодске, Спасо-Преображенский собор в Усолье, Смоленская церковь в Гордеевке
Нижегородской области.
Каменная шатровая колокольня с богато декорированной звонницей была построена позднее, в 1764–1767 годах. Среди колоколов на звоннице было три старинных: 1671 года (весом более 57 пудов), 1679 года (весом более 30 пудов) и 1682 года (весом 26 пудов). Каждый колокол имел свою историю. По одной из легенд, когда юродивый Афанасий собирал пожертвования на строительство деревянного Казанского храма, он зашел в один из домов, где остановился какой-
то «проезжий боярин». Впоследствии этот «боярин» взял юродивого с собой в Москву, слил по его желанию колокол для колокольни нового храма и отвез его в Устюжну.
В 1934 году старинные колокола были демонтированы, сброшены с колокольни и от удара разбились на куски.
Новые колокола были установлены в 1990—2000-х годах. Однако в наши дни колокольный звон в Казанском храме можно услышать лишь по большим праздникам. Состояние колокольни уже не позволяет звонарю подниматься туда чаще.
Уникальные фрески
Главным украшением внутренней части Казанского храма является уникальная фресковая живопись, созданная в 1756-1757 годах артелью известных ярославских мастеров. Краска для фресок делалась из камней, которые собирались в местных реках и перетирались в порошок. В 1899 году фрески были отреставрированы выпускниками Императорской академии художеств.
Чудотворная Казанская икона
В 1939 году, на волне антирелигиозной кампании, Казанский храм был закрыт, всё его имущество, представляющее историческую и художественную ценность, описали и передали на хранение в Устюженский музей. В числе ценностей была и старинная Казанская икона Афанасия Железного Посоха. В 1943 году, когда Казанский храм был вновь открыт для верующих, явленный чудотворный образ в него не вернули, однако он был сохранен, отреставрирован и в настоящее время находится в действующем соборе Рождества Богородицы Устюжны, где доступен для поклонения верующих.
А вот «родной» старинный иконостас был безвозвратно утерян. После закрытия храма в 1939 году его больше никто не видел, кроме того, не сохранилось ни одной фотографии и нет описания, как он выглядел. Поиски в архивах успехом не увенчались. В Казанском храме сегодня можно преклониться перед Казанской иконой Божьей Матери, подаренной Иоанном Кронштадтским во время одного из его приездов в Устюжну в начале XX века.
Охраняется Государством
Сегодня внешний вид строгановского шедевра оставляет желать лучшего. Штукатурка и элементы наружного декора отваливаются кусками, купола проржавели, на крыше в летний период начинают прорастать молодые березы. Последний раз реставрационные работы проводились в 1980-х годах.
У входа в храм мраморная табличка, тоже в своем роде раритет советской эпохи, и кстати, тоже требует реставрации: «ССМ РСФСР. Управление по делам архитектуры. Памятник архитектуры. Казанская церковь XVII в. Охраняется государством. Повреждение здания карается законом».
Протоиерей Константин Лобанов, настоятель Казанского храма:
— Сейчас идет работа над проектом реставрации, планируем завершить её до конца этого года и предоставить все документы в благотворительный фонд. Уже проведено лазерное сканирование, в ближайшее время будет проводиться исследование фундамента. Мы понимаем, что реставрация будет стоить очень больших денег и очень надеемся, что средства нам будут выделены. Хотя, конечно, гарантий никаких нет, много храмов нуждаются в восстановлении. В мае во время рабочей поездки в Устюжну мы, как всегда, зашли в Казанский храм. В церковной лавке, помимо нас, была супружеская пара, явно туристы. Очевидно, они впервые были в этом
храме и удивленно спросили у девушки, отчего же такая красота находится в таком заброшенном состоянии. Девушка улыбнувшись ответила, что вот вроде в скором времени вопрос должен решиться положительно, ведь в этом году храму исполнится 330 лет.
Александр Горшков, главный архитектор ООО «СЗРПМ», доцент кафедры архитектурного и градостроительного наследия СПбГАСУ, архитектор-реставратор высшей категории:
— Казанский храм в Устюжне не просто объект культурного наследия, это памятник архитектуры, входящий в ансамбль — ансамбль Казанской церкви. Сейчас ведется работа над проектом реставрации фасадов храма. В минувшем году были проведены фиксационное лазерное сканирование и фотограмметрия, мы получили объёмную и точную трехмерную модель. По фасадной части до конца года планируем завершить проект реставрации, на данный момент завершены «предварительные работы», близятся к завершению комплексные научные исследования. По окончании комплексных научных исследований планируется разработка
проекта реставрации, в отношении которого впоследствии будет проведена историко-культурная экспертиза, после чего станет возможным передача комплекта документации в органы охраны и, уже после согласования, потребуется решать вопросы по финансированию реализации проекта реставрации в полном объеме.
По историческим данным (согласно описи имущества 1802 года), все главы «опаяны белым железом, на них кресты железные резные вызолочены червонным золотом на железных цепях». До настоящего времени не было возможности инструментально обследовать кресты, так как ним нет доступа (кроме фотофиксации с квадрокоптера), но у нас есть все основания предполагать, что кресты пятиглавия воздвижены мастерами еще при самом строительстве, они близки по характеру ажурной работы крестам Смоленской церкви в селе Гордеевка под Нижним Новгородом. Эта церковь имеет практически идентичное с Казанской объемно-пространственное решение, простым языком говоря, «родная сестра», также построенная Строгановым. Возможно, они выполнены под руководством или по плану одного и того же зодчего. Примечательно, что в богатом архитектурном декоре фасадов много символики рождения — раковины, жемчужины, процветшие кресты и виноградная лоза. В основании креста над папертью — геральдическое яблоко с дворянской короной, украшенной жемчужинами. Вероятно, что это всё неслучайно, ведь Григорий Строганов в первом браке был бездетным, а в 1694 году он женился второй раз, и, как мы знаем, в дальнейшем у него родились трое сыновей, получившие дворянство. Строительство Казанского храма в Устюжне завершило серию строгановских церквей. Есть предположение, что именно поэтому не была достроена колокольня, хотя изначально она, по-видимому, предполагалась. В толще стен в храме имеется кирпичная лестница на второй ярус (выполненная
еще при строительстве), в том же месте, где вход на колокольню в Смоленской церкви. Казанский храм действительно удивляет с архитектурной точки зрения, значительно отличается от остальных устюженских церквей: он строился искусными мастерами, которые, по словам крупнейшего исследователя русского зодчества В. В. Седова, «имели в своём распоряжении на две-три архитектурные книги с гравированными чертежами больше, чем обычные нарышкинские мастера». Несмотря на то, что это уездный храм, по своему архитектурному замыслу, по своему композиционному решению и качеству исполнения он совершенно точно не уступает храмам,
которые строились в губернских столицах и богатейших городах России того времени. Мы видим очень сложную, продуманную архитектуру со сложнейшей белокаменной резьбой, всё продумано, рационально и со вкусом. Безусловно, это один из шедевров, входящих в созвездие церквей строгановского барокко, достойных упоминания в учебниках истории русского зодчества. Не зря в свое время сюда направлялись научные экспедиции из Новгородского государственного музея-заповедника с целью детального изучения этого уникального храма.
Сюда стоит приехать
Работы над проектом реставрации уже идут, но после всех экспертиз и заключений органов охраны встанет вопрос финансирования как реставрации фасада, так и реставрации фресок. И уже понятно, что сумма будет немаленькая. Да и сами работы по проведению всех необходимых исследований обходятся приходу в крупную сумму.
Качество строгановских строений позволяет храму и спустя 330 лет удивлять своим величием и красотой, но проверять его на прочность дальше, пожалуй, не стоит.
Если будете в Устюжне, то обязательно посетите Казанский храм, и даже если вы будете проезжать по федеральной трассе А-114 Вологда — Новая Ладога мимо отворотки на Устюжну, то стоит сделать небольшой крюк. Всего 15 км, и вы побываете в старинном городе и увидите один из шедевров строгановского барокко. Хотя он вполне достоин того, чтобы стать центром туристического маршрута.
Сделать пожертвование на реставрацию храма можно по реквизитам:
Местная религиозная организация православный приход храма Казанского образа Божией
Матери г. Устюжны Вологодской области Череповецкой епархии Русской православной церкви
(Московский патриархат)
ИНН 3520002514
КПП 352001001
АО «БАНК СГБ» г. Вологда
Р/с 40703810900160000110
БИК 041909786
К/с 30101810800000000786
ОКПО 22754314
ОГРН 1023500005430