Время новых возможностей

Антироссийские санкции ударили буквально по всем отраслям экономики. Но, пожалуй, больше всего от западного эмбарго пострадал бизнес, производственная деятельность которого напрямую зависела от использования иностранных технологий и оборудования. Отечественный ЛПК довольно быстро столкнулся с прекращением поставок лесозаготовительной и лесовозной техники и отсутствием запасных частей к ней. Для своевременного и эффективного обслуживания техники компаниям приходится либо переориентироваться на ставшие в одно мгновение по-настоящему золотыми аналоги, либо создавать собственные производственные мощности по выпуску запчастей и ремонту машин. Быстро оценив имеющиеся перспективы, ГК УЛК начала активно двигаться к полному импортозамещению.

КРУ УЛК

Своевременное решение

 

Как рассказывает генеральный директор Корпорации развития Устьян (КРУ) Андрей Буторин, компания начала реализовывать амбициозный капиталоемкий проект по организации на своей площадке ремонтно-механических мастерских еще в конце прошлого года, когда ни о каких возможных санкциях и ограничениях на поставку импортной техники и комплектующих даже речи ни шло. Главная идея создания РММ заключалась в том, чтобы выполнять для техники Группы компаний УЛК ремонт всех узлов и агрегатов любой сложности, не прибегая к помощи сторонних организаций.

— К этой идее УЛК подтолкнули сами компании, занимающиеся обслуживанием и ремонтом техники, — признается Андрей Владимирович. — Во-первых, зачастую необоснованно завышались цены на услуги. Во-вторых, мы не могли полностью проконтролировать весь процесс ремонта и целесообразность всех заявленных работ и необходимых запасных частей. Учитывая, что в парке ГК УЛК около 2000 единиц техники, суммы, которые ежегодно выделяются на её ремонт и обслуживание, огромные. В итоге в конце 2021 года нами было принято решение о создании собственной ремонтной базы. Когда все ремонты узлов и агрегатов проводятся своими силами, то компания значительно экономит деньги и время, сокращая время простоя дорогостоящей лесозаготовительной техники.

Уже в январе КРУ приобрела первую партию оборудования, началось формирование штата ремонтников из опытных высококвалифицированных специалистов. Ну а затем случилась специальная операция на Украине, которая привела к уходу с российского рынка многих западных компаний.

— Образовался дефицит запчастей, склады практически стоят пустые, — говорит Андрей Буторин. — Столкнувшись с конца февраля со столь неординарной ситуацией, мы еще раз убедились в своевременности нашего проекта по созданию РММ.

Андрей Буторин, генеральный директор Корпорации развития Устьян

Андрей Буторин, генеральный директор Корпорации развития Устьян:

— В сложившейся непростой экономической ситуации мы увидели дополнительный шанс для своего развития. Речь идет и о создании новых продуктов, освоении современных технологий, а также о существенной экономии, которая так нужна сейчас любому промышленному бизнесу.

Дальше — больше

 

Изначально предполагалось, что все ремонтно-механические работы будут проводиться в райцентре Устьян на базе бывшего Октябрьского ДСК.

На первых порах площадь мастерских составила 1,4 тысячи квадратных метров. После строительства еще одного цеха она должна была вырасти до четырех тысяч «квадратов».

— На сегодняшний день мы самостоятельно ремонтируем двигатели, редукторы, коробки передач, мосты, цилиндры всех видов техники, также занимаемся восстановлением гусениц харвестеров и форвардеров. Мы закрываем порядка 70 % необходимых работ, — говорит Андрей Буторин.

 

Вот только аппетит, как говорится, приходит во время еды. В КРУ достаточно быстро поняли, что способны не только закрыть потребность в ремонтах техники ГК УЛК, но и имеют трудовые и финансовые ресурсы, чтобы на юге Поморья запустить полноценный процесс импортозамещения для лесной отрасли.

— На территории Вельского лесопромышленного комплекса существует подходящая под столь масштабную задачу производственная база — большие цеха общей площадью 30 тысяч квадратных метров. В итоге нами было принято решение запустить на вельской площадке Устьянский машиностроительный завод, — поясняет Андрей. — Уже в ближайшее время оборудование из мастерских в поселке Октябрьский будет перевезено в новый цех. Кстати, в советские годы в Вельске тоже существовал РМЗ, куда возили всю лесозаготовительные технику на капитальные ремонты. Получается, что наш проект возобновляет промышленную историю района.

Сейчас наши специалисты активно посещают заводы по производству запасных частей в российских регионах, смотрят и оценивают, кто что может изготавливать, знакомятся с технологиями, перенимают опыт. По сути, мы можем производить абсолютно всё из металла: фитинги, цепи, шины, стрелы, шестерни и так далее. На сегодняшний день решили вопрос по ремонту микросхем и другой электроники.

Уже сейчас КРУ активно привлекает к сотрудничеству научные кадры. Подписано соглашение с САФУ, в рамках которого вуз сможет участвовать как в научном и конструкторском обеспечении проекта, так и в подготовке кадров, которые, разумеется, потребуются лесному бизнесу в ближайшие годы.

Полное импортозамещение

 

Если на первом этапе в РММ трудились 50 человек, то после полноценного запуска завода (а это, скорее всего, произойдет в июне этого года) штат предприятия вырастет до 150. Создаваемых мощностей хватит не только для того, чтобы полностью закрыть потребность лесного гиганта в запчастях и проведении ремонта.

Но, как известно, из одной перспективной и смелой идеи всегда может возникнуть другая, еще более масштабная и амбициозная. Речь в данном случае идет о создании в Вельске машиностроительного завода. А это, как вы понимаете, уже иной уровень импортозамещения, от которого выиграют не только ГК УЛК и Поморье, но и вся лесная отрасль в нашей стране. Но об этом чуть позднее, как говорится, продолжение следует.

 Где производство, там и сервис

 

— В сложившейся непростой экономической ситуации мы увидели дополнительный шанс для своего развития, — считает Андрей Буторин. — Речь идет и о создании новых продуктов, освоении современных технологий, а также о существенной экономии, которая так нужна сейчас любому промышленному бизнесу. На сегодняшний день в ГК УЛК порядка двух тысяч различных машин. Их обслуживание и ремонты обходятся компании в большие суммы. Запуск Устьянского машиностроительного завода (УМЗ) позволит сократить эти издержки как минимум наполовину.

Изготовление собственных запасных частей тянет за собой и создание в компании своего выездного сервиса. Нужно не только отремонтировать узлы и агрегаты, но и оперативно доставить «обновку» на лесную делянку, которая располагается в сотнях километров от производственной базы.

— Нами уже закуплены и полностью оборудованы четыре сервисные машины, сформирована команда механиков, которые закроют это направление, — рассказывает Андрей Владимирович. — Признаюсь, мне нравится тот коллектив, который сейчас подбирается на всех участках. У слесарей, токарей, механиков горят глаза, вижу, что им интересно то, что мы делаем. Да, в России в лесной отрасли подобный масштабный проект до нас никто не реализовывал. Для всей команды ГК УЛК это огромный вызов. Но я уверен, что всё получится, и уже летом 2022 года мы выйдем на полную производственную мощность.

 

 

КРУ УЛК

Александр Бобыкин, токарь:

— На нашей ремонтной площадке представлено самое современное оборудование, которое позволяет провести работы практически любой сложности для автомобилей, лесозаготовительной техники. В КРУ я всего пару месяцев, и мне пришлось некоторое время привыкать к новому оборудованию, к особенностям управления. В этом мне помогли опытные коллеги.

Конкретно я занимаюсь изготовлением в первую очередь валов, которые используются не только в машинах, но и, к примеру, в деревообрабатывающих станках и другом оборудовании. На нашем оборудовании мы можем производить валы размером до четырех метров. Недавно начали самостоятельно производить поршни для гидравлических цилиндров. Причем все детали и комплектующие выпускаем из лучших сортов отечественной стали, что позволяет произвести более надежные и долговечные запасные части для техники.

В профессии токаря и в производстве деталей необходимо хорошее воображение. Это достаточно творческий труд. Кроме того, невозможно выточить качественную деталь, даже полностью следуя всем чертежам, если ты, что называется, не чувствуешь свой станок. Это приходит с опытом. Конечно, никуда и без знаний — например, нужно отлично разбираться во всех вопросах, касающихся обработки металлов.

 

 

КРУ УЛК

Николай Бызов, слесарь по ремонту узлов и агрегатов:

— Я занимаюсь ремонтом двигателей, коробок передач, то есть основных рабочих агрегатов лесовозной и заготовительной техники наиболее востребованных в ЛПК брендов, как европейских, так и отечественных.

Этой работой в УЛК я занимался четыре года, поэтому через мои руки прошло уже большое количество агрегатов. Сейчас то же самое делаю в КРУ. Наша работа весьма трудоемка: чтобы вы понимали, на ремонт каждого двигателя в среднем тратится 20 часов!

Открытие нового УМЗ дает мне как специалисту огромные перспективы для профессионального роста. Новые задачи, большие объемы, растущий ассортимент выпускаемой продукции — всё это, уверен, в обязательном порядке скажется в лучшую сторону на моей квалификации слесаря-ремонтника.

Для тех, кто занимается ремонтом узлов и агрегатов, очень важно, чтобы в кратчайшие сроки предприятие было обеспечено всеми запасными деталями. Современное оборудование, которым сейчас комплектуется наш цех, позволит в будущем запустит полноценное производство запчастей на своей площадке под нашим строгим контролем качества. Это, в свою очередь, значительно снизит время на обслуживание поврежденной техники, позволит избежать простоя харвестеров, форвардеров, лесовозов, экскаваторов, дорожных машин и так далее. Также отмечу ставшие более комфортными рабочие условия: теперь вся ремонтная база в одном здании, вся команда трудится сообща.

 

 

КРУ УЛК

Юрий Гуляев, электросварщик:

— Мы занимаемся любыми сварочными работами, сейчас, в частности, восстановлением гусениц для лесозаготовительной техники. Они полностью разбираются, потом меняются вышедшие из строя детали, затем происходит сборка уже готовых к установке на машины гусениц.

В нашей работе есть определенные нормативы как по времени ремонтов, так и по их качеству. Мы четко их придерживаемся: стараемся быть пунктуальными, но при этом обязательно работать на совесть, сохранять высокое качество проводимых ремонтов.

Конечно, как и любое новое дело вначале не обходится без трудностей и шероховатостей, так и у нас определенное время ушло на отработку всех рабочих алгоритмов и взаимодействий. Сейчас весь процесс поставлен, как говорится, на поток, все операции отточены на 100 процентов. Постепенно увеличиваем и скорость ремонтов.

Каждый знает свой фронт работ, свои задачи — можно сказать, что высокопрофессиональная команда у нас сложилась достаточно быстро. И меня как специалиста это очень радует — без хорошей атмосферы в коллективе добиться отличных результатов бывает практически невозможно.

 

 

КРУ УЛК

Василий Буторин, главный механик РММ:

— На УЛК я пришел в августе 1999 года и вот уже 23 года работаю в структуре компании! Начинал слесарем по деревообрабатывающему оборудованию.

Постепенно поднимался по карьерной лестнице, и вот теперь в моей зоне ответственности весь ремонт узлов и агрегатов, которые мы проводим в КРУ.

Перед нами поставлена по-настоящему амбициозная задача — практически полностью заместить собственными все запасные части, которые необходимы для безостановочного функционирования техники УЛК. По сути мы планируем производить на нашей площадке весь спектр деталей: от маленьких гаек и болтиков до огромных валов. На сегодняшний день мы уже можем проводить ремонты абсолютно любых двигателей, весь спектр токарных работ и так далее. Со временем список пополнится, так как приобретение оборудования в самом разгаре.

Мы получаем на ремонт агрегаты со всех подразделений ГК УЛК. Раньше эти работы производились непосредственно на местах, теперь за всё отвечаем мы. Думаю, что такой подход правильный, способствующий увеличению эффективности. Работы действительно немало: с начала марта за полтора месяца к нам поступило более 70 различных узлов и агрегатов. Конечно, существуют и пока невыполнимые для нас задачи. Но это только пока. Нужно понимать, что сразу добиться результата в любой производственной деятельности очень сложно. Мы прикладываем все усилия, чтобы на нашем производстве можно было изготовить совершенно любую деталь, произвести ремонт любой сложности. Уверен, поставленная цель вскоре обязательно будет достигнута.

 

 

КРУ УЛК

Иван Филимонов, главный механик РММ:

— В структуре УЛК я более 15 лет. Пришел сюда 1 марта с должности сервисного механика по ремонту и обслуживанию лесозаготовительной техники. Также имею большой опыт в ремонте дорожных и строительных машин и оборудования. Причем работать приходилось не на производственной площадке, где созданы шикарные условия для механиков, а в полевых условиях — на делянках. Поэтому в своих силах полностью уверен, теперь постараюсь раскрыть имеющийся потенциал на новом участке работы.

В заготовке и переработке леса важнейшая роль отводится исправности техники. Поэтому большое внимание всегда уделяется предотвращению поломок, работе на опережение: вовремя заменить запчасть, провести по регламенту ТО. Если соблюдать эти нехитрые правила, то можно достаточно эффективно избегать серьезных поломок. К этому на УЛК мы всегда стремились, и у нас это отлично получалось! Но даже при грамотной работе операторов и механиков существуют объективные факторы, приводящие к поломкам узлов и агрегатов. Задача РММ — свести простой техники к минимуму, обеспечить компанию качественными запчастями и эффективным сервисом.

Многое будет зависеть от того, какую команду мы соберем. Практически все ребята, которые сейчас здесь трудятся, работали в различных подразделениях УЛК, отлично проявили себя в ремонте техники и оборудования и с желанием пришли на новое место. В Группе компаний есть свой учебно-аналитический центр, занимающийся подбором кадров. Центр с начала года активно включился в работу по поиску нужных специалистов.

Смело могу сказать, что на сегодняшний день нам удалось собрать настоящих профессионалов с золотыми руками, амбициозных и целеустремленных, готовых решать самые сложные задачи.

В перспективе наши специалисты будут не только заниматься ремонтом, но и выезжать на все подразделения ГК УЛК, чтобы произвести диагностику техники и ремонт непосредственно на месте. Создание высококвалифицированного выездного сервиса — еще одна задача, которая стоит перед нами в самое ближайшее время.

КРУ УЛК