Volvo: ваши задачи – наши решения!

Бывает сложно решить стоящую перед бизнесом задачу в одиночку. Но когда к поиску оптимального варианта подключаются надежные партнеры, результат не заставит себя ждать. Так и получилось при разработке уникального перегружателя со стрелой для погрузки леса, сплавляемого по северным рекам, на базе экскаватора Volvo.

Интересная задача

 

 В лесном бизнесе во главу угла всегда ставилась эффективность, причем на каждом этапе производства: от заготовки древесины, вывоза и транспортировки сырья из леса до четкой и отлаженной работы лесоперерабатывающих производств. Если на каком-то этапе происходит сбой, медленно, но верно снижается рентабельность всего бизнеса.

На Русском Севере лесозаготовители традиционно зависят и от сурового климата, и от бескрайних просторов. Во многие районы добраться по суше просто нереально. А вывести оттуда заготовленный лес становится не самой простой задачей, ложащейся дополнительной финансовой нагрузкой на бюджет компании. Тогда на помощь бизнесу испокон веков приходила сама северная природа. Обширная сеть озер, полноводных рек и небольших речушек становилась прекрасными транспортными магистралями для доставки круглого леса.

Здесь следует вернуться к вопросам эффективности. Загрузка плавсредств и несамоходных барж с советских времен осуществляется плавучими кранами. Вот только постоянно меняющиеся экономические условия в нашей стране порой резко меняют правила игры, заставляя лесные предприятия подстраивать свои технологии под требования нового времени.

- Совместно с партнерами из компании «Ферронордик» нам пришла идея заменить дорогие и неудобные в эксплуатации плавучие краны более современной техникой, – рассказывает Александр Федулов, руководитель компании «Архсплав», которая много лет успешно занимается сплавкой леса на территории Поморья.

 

Причины в первую очередь крылись в экономике. Доставить плавучий кран до места разгрузки-погрузки – дело дорогое и хлопотное. Поэтому нужно было подобрать технику, которая могла бы с легкостью преодолевать значительные расстояния по нашему северному бездорожью, отличаться высокой надежностью и функциональностью.

- Мы предложили нашим коллегам использовать вместо плавкранов экскаваторы Volvo, – вспоминает региональный менеджер по продажам лесной техники «Вольво» компании «Ферронордик» Андрей Смирнов. –  Экскаваторы шведского бренда – универсальные машины, которые любой заказчик может приспособить под свои нужды – будь то работа в карьере, дорожное строительство или погрузка древесины.

Использование экскаваторной техники Volvo в лесу к тому времени стало достаточно распространенным явлением. Уже не одно десятилетие такие машины активно эксплуатируются странами Скандинавии, которые всегда задавали техническую и производственную моду в отрасли.

- В первую очередь это выгодно для лесозаготовителя, так как техника абсолютно не простаивает. Часть года такой экскаватор работает на строительстве, например, лесных дорог, остальное время, пройдя  небольшую техническую доработку, эксплуатируется в лесу, на тех же верхних складах, – поясняет Андрей Смирнов. – На него навешивается грейфер с захватом для бревен, после чего он отлично справляется с любыми погрузочно-разгрузочными операциями. Выходит, что за свои деньги мы получаем многофункциональную машину со множеством плюсов – более экономичную и легкую в управлении. К примеру, шведские компании так работают уже почти 25 лет, в России к этому пришли как минимум лет 15 назад.

По словам Андрея Михайловича, для уникального совместного проекта изначально был выбран гусеничный экскаватор Volvo EC180LC. Затем было решено, что гораздо лучше с поставленными задачами справится более мощная машина.

- Экскаватор Volvo EC250DL, – рассказывает Андрей Смирнов, – это экономичная и производительная машина. Благодаря проверенной и передовой технологии экскаватор обеспечивает 7–10-процентную экономию топлива за счет двигателя Volvo D7. Высоконадежный дизельный двигатель Volvo с турбокомпрессором и системой непосредственного впрыска топлива отвечает требованиям стандартов токсичности отработавших газов и гармонично сочетается с гидросистемой, оптимизированной для выполнения работ в лесу.

Стоит отметить и уникальную систему интегрированных рабочих моментов Volvo, которая оснащена режимом G4, призванным оптимизировать расход топлива и характеристики машины.

Операторы могут подобрать оптимальный рабочий режим под выполняемую операцию, а на выбор предлагаются следующие режимы: I (холостой ход), F (режим для легких операций), G (обычный режим), H (режим для тяжелой работы) и P (максимальная мощность). Благодаря сокращенному рабочему циклу и повышенной производительности EC250DL помогает быстрее выполнять поставленную владельцем задачу, а значит, увеличить эффективность любого процесса – то, что как раз и было нужно в конечном счете компании «Архсплав».

Экономия и эффективность

 

Разумеется, просто взять и заменить огромный плавучий кран на погрузочном терминале маневренным и высокоэффективным экскаватором невозможно. Была необходима непростая и дорогостоящая доработка машины. Речь в первую очередь идет о стреле. Тут к процессу подключилась компания «Регионкомплект», специалисты которой имели многолетний опыт переоборудования техники, разработки и производства собственных инженерных комплектующих.

- Процесс был далеко не простым, – улыбается директор «Регионкомплекта» Роман Посохин. – От идеи до воплощения прошло три года. Нужно было учесть множество нюансов, проработать различные варианты стрелы, подобрать материалы, изготовить продукт, проверить его в «боевых» условиях. Наша задача заключалась в том, чтобы двадцатиметровая стрела с лесным грейфером максимально эффективно справлялась с погрузкой древесины на баржи с необорудованного берега, что позволило бы сделать работы на зыбких участках менее рискованными, а экономику всего процесса – более эффективной.

 

В итоге новая техника заступила на «боевое дежурство» в 2013 году (доработки и отладка технологии, разумеется, продолжались еще некоторое время). И результат превзошел все ожидания заказчика.

- Машина работает в связке с фронтальным погрузчиком Volvo L120 и может в сутки с легкостью погрузить до полутора тысяч кубометров древесины. Если же говорить про пиковую нагрузку, то порой она достигала и четырех тысяч кубометров в сутки, – говорит Александр Федулов.

Давайте просто сравним эффективность работы переоборудованного и оснащенного 20-метровой стрелой экскаватора с плавучим краном, на замену которого он и пришел.

- Начнем с того, что экскаватор можно использовать практически в любых условиях. О плавкране, как вы понимаете, так сказать нельзя. Есть погодные условия, когда он не может быть использован, так как это просто-напросто небезопасно, – поясняет Роман Посохин. – То есть новая техника свела к нулю простой в работе погрузочного пункта. Если необходимо перебросить технику с одного участка на другой, то и тут экскаватор Volvo выигрывает – сделать это можно гораздо быстрее и с меньшими финансовыми затратами: подогнал трал, погрузил, увез.

Также стоит отметить, что сам процесс погрузки леса на баржи заметно ускорился. «Архсплав» и «Регионкомплект» провели замеры и выяснили, что на перемещение одинакового объема древесины модернизированному экскаватору нужно в три раза меньше времени, чем неповоротливому и громоздкому плавучему крану.

Ладно время, но ведь и качество укладки заметно улучшилось. Сегодня любой заказчик транспортных услуг в лесной отрасли очень серьезно относится к тому, как уложена доставляемая ему по воде древесина. Всё просто: правильно и грамотно расположенный на барже лес проще и быстрее сгрузить на берег. А время в любом бизнесе, в том числе и лесном, это деньги конкретного предприятия.

Надежность, комфорт и безопасность

 

Немаловажным фактором является и экономия топлива, которую позволяет достичь новая техника. У плавучего крана расход просто огромный – от 120 до 150 литров в час. Для сравнения: у экскаватора – 200 литров на каждую тысячу кубометров погруженного леса. Такой объем Volvo грузит примерно за 20 часов, так что в час расход горючего порядка десяти литров. Разница практически в 15 раз! Учитывая, что топливо постоянно дорожает и этот процесс в ближайшее время вряд ли остановится, выгода от смены техники просто колоссальная. Топливного бака хватает на загрузку двух баржей, а это ни много ни мало 2,5 тысячи кубометров. Минимальной стала и стоянка автомобилей на погрузке и выгрузке леса, это позволяет максимально увеличить число рейсов лесовозов.   

- Кроме того, происходит экономия и на работниках, которые трудятся на погрузке. На экскаваторе со всем справляется один оператор. А на плавучем кране работает целая бригада – четыре человека, – продолжает Роман.

Важно и то, что условия работы для оператора такой современной машины гораздо более комфортные, чем у специалистов, выполняющих точно такие же задачи на плавкране.

- Просторная, прочная и безопасная кабина имеет узкие стойки, большие стекла, регулируемое сиденье и удобно расположенные органы управления, –  перечисляет Андрей Смирнов. – Оператор проводит в машине многочасовые смены, так что комфортное рабочее место для него максимально важно. Отличный обзор позволяет заметно упростить работу по погрузке плавсредств, сделать ее безопасней как для машиниста, так и для самой техники. Операторы отмечают и великолепную звукоизоляцию кабины, что, как вы понимаете, для эффективной и комфортной работы также играет важную роль.

 

Как и любая техника от шведского бренда, экскаватор Volvo – произведение машиностроительного искусства, оснащенное по самому последнему слову техники. Например, цветной жидкокристаллический монитор отображает сведения о состоянии машины, включая такие данные, как расход топлива и предупреждения о необходимости техобслуживания. Большой наклоняемый монитор с антибликовым покрытием и удобно расположенные кнопки облегчают эксплуатацию машины и повышают ее производительность. Мощная система климат-контроля Volvo, интегрированная в блок I-ECU, позволяет операторам задавать собственную температуру. Превосходные характеристики циркуляции воздуха и обдува стекол гарантируются четырнадцатью продуманно расположенными дефлекторами, что также способствует комфорту и высокой производительности труда оператора.

Очень важным фактором, особенно при работе в не самых простых северных условиях, да еще и на погрузке плавсредств, является безопасность. Тут вам и специальная защита от опрокидывания кабины, и удобные информативные камеры заднего вида, и качественные материалы – всё это защищает оператора, позволяет ему не просто эффективно выполнять поставленную задачу, но и избегать поломок дорогостоящей техники, а значит, и ее простоя.

- У нас сократилась практически в пять раз себестоимость погрузки леса, к чему мы, разумеется, запуская этот проект, стремились. Если плавкран в год в среднем грузит 100 тысяч кубометров древесины, то переоборудованный экскаватор Volvo со специально разработанной для него стрелой за сезон без особых проблем достигает отметки в 150 тысяч кубов. Себестоимость погрузки одного и того же объема древесины заметно снижается. Весь процесс становится эффективней, экономичней и безопасней. Мы получили машину, которая может выполнять абсолютно разные задачи и работать круглогодично, – подводит итог Александр Федулов.

Между тем подобные нестандартные инженерные решения отнюдь не единичны. Перегружатели, сделанные на базе экскаваторов Volvo, работают по всему Северо-Западе и даже на Урале и в Сибири.

- Для нас как компании, занимающейся реализацией машин Volvo, очень важно, что технику покупают во всех сферах промышленности и экономики. Совместные проекты, подобные тому, что мы реализовали несколько лет назад с нашими партнерами из компаний «Архсплав» и «Регионкомплект», демонстрируют дополнительные преимущества и возможности техники Volvo, позволяющие ей осваивать всё новые и новые сферы применения, давая при этом нашим клиентам возможность увеличивать эффективность бизнеса, делать его более технологичным, современным и экономически выгодным, –  уверен представитель компании «Ферронордик» Андрей Смирнов.