Реконструкция Северо-Двинской системы завершена

Более десяти лет велись реконструкция и ремонт гидротехнических сооружений Северо-Двинской шлюзованной системы. Шлюз №2, расположенный в поселке Топорня Кирилловского района Вологодской области, стал замыкающим звеном в этой огромной работе и был сдан в эксплуатацию в мае 2020 года. Как завершение крупнейшего инвестиционного проекта повлияет на экологическую ситуацию, развитие транспортной системы и безопасность перевозки грузов, «Русскому Северу» рассказали в ФБУ «Администрация «Севводпуть».

 

Виза президента

 

Старейшая в стране шлюзованная система — Северо-Двинская — была простроена еще в XIX веке. Называвшаяся в те годы системой Александра Виртембергского, она позволила заметно упростить доставку грузов на северо-западных рубежах империи и дала серьезный толчок для развития экономики, промышленности и торговли северных губерний.

К 1920 году на территории нынешней Вологодской области были построены семь шлюзов. Причем сделано это было в рекордные сроки. Несмотря на не самые простые для строителей условия болотистой местности, 90% работ были завершены всего лишь за один год — 1917-й.

 

Новые советские власти также отлично понимали важность развития водных путей Северо-Двинского бассейна. При плановой экономике грузопоток по Северной Двине, Сухоне, Вычегде рос практически ежегодно. По рекам перевозили строительные материалы, лес, технику, продукты питания и многое другое. Что, в общем-то, и неудивительно: до многих населенных пунктов Архангельской или Вологодской области в середине прошлого века можно было добраться разве что по воде.

Однако постепенно многие гидротехнические сооружения морально и физически устарели. Одними текущими поддерживающими ремонтами и достойным обслуживанием, которыми все эти годы занимается Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей», исправить ситуацию было уже невозможно. Именно поэтому в 2009 году в рамках федеральной программы «Развитие транспортной системы» и был разработан комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры Северо-Двинской шлюзованной системы.

Юрий Бральнин, начальник Вологодского филиала ФБУ «Администрация «Севводпуть» 

 

— Проект поддержал лично президент нашей страны Владимир Путин, — рассказывает начальник Вологодского филиала ФБУ «Администрация «Севводпуть» Юрий Бральнин. — Глава государства был с рабочим визитом в Кириллове. Именно тогда ему рассказали о том, насколько Кирилло-Белозерский монастырь страдает от перепадов уровня вод. Решить эту экологическую проблему как раз и должна была капитальная реконструкция шлюзованной системы на территории Вологодчины.

И всё закрутилось! В составе Северо-Двинской системы — четыре гидроузла, на которых расположены шесть шлюзов, шесть водоподпорных и две заградительные плотины, пять искусственных судоходных каналов, мостовая и понтонные переправы. Всё это гидротехническое хозяйство было необходимо эффективно и качественно модернизировать.

Важную роль во всей этой истории сыграл и руководитель ФБУ Владимир Шмыков. С его приходом на должность реализация проекта набрала необходимые обороты, хотя при неэффективном управлении процессами она могла бы на долгие годы так и остаться на бумаге.

— Он действительно очень много сделал для осуществления столь масштабного проекта, — поясняет Юрий Бральнин. — Уверен, что благодаря упорству и профессионализму Владимира Геннадиевича все работы в соответствии с проектом были завершены в 2020 году.

Безопасность и долговечность

 

А началось всё со шлюза №7, расположенного недалеко от города Сокола. Затем привели в порядок плотину «Знаменитая» и причал в верхнем подходном канале на четвертом гидроузле.

В 2013 году проведен капитальный ремонт плотин № 5 и № 6: деревянные ряжевые плотины русского типа заменены на железобетонные. Тогда же был закончен и капитальный ремонт металлических двустворчатых ворот шлюзов №№ 2, 3, 5. В 2014-2015 годах проведен капитальный ремонт шлюза № 6.

Михаил Скородумов, главный специалист Вологодского филиала ФБУ «Администрация «Севводпуть» 

— Например, на шестом шлюзе, через который во время навигации проходит порядка 500 судов, мы отремонтировали бетонные головы и восстановили камеру с деревянными брусьями, выполнили направляющие палы из металлического шпунта. На объекте применили централизованную автоматическую систему управления открытием и закрытием клинкетов. Кроме того, организовали централизованный пульт управления, построили двухэтажный диспетчерский пункт, установили видеокамеры. Появилась новая контрольно-измерительная аппаратура. Самые современные электронные средства эксплуатации позволили значительно облегчить труд обслуживающего персонала, увеличить уровень безопасности как самого объекта, так и судов, проходящих через шлюзованную систему, — рассказывает главный специалист Вологодского филиала ФБУ «Администрация «Севводпуть» Михаил Скородумов.

Также были выполнены реконструкция Топорнинской и Кишемской заградительных плотин, Ферапонтовской плотины, берегоукрепление металлическим шпунтом и дноуглубление Кишемского и Кузьминского судоходных каналов, реконструкция Благовещенской переправы. Например, при работах на Кишемском канале удалось увеличить его габариты. Так, глубина увеличилась с 1,7 до 2,5 метра, а ширина — с 17 до 34 метров. Понятно, что всё это также положительно сказывается на безопасности прохода судов через водную систему.

— Последним объектом, где работы были завершены буквально недавно, стал шлюз № 2 в Кирилловском районе. Его полная модернизация обошлась в 500 млн рублей, — продолжает Юрий Бральнин. — Если на шлюзах №№ 3, 4, 6 и 7 камеры в деревянном исполнении, то на № 2 и № 5 — камеры шпунтовые. Это их основное отличие. Применение современных материалов позволит значительно увеличить срок службы шлюзов. Если раньше из-за деревянных конструкций он был порядка восьми лет, то теперь вырос до 50. Конечно, это станет возможным при качественном и достойном обслуживании и небольших текущих ремонтах.

По воде выгодно!

 

Модернизация Северо-Двинской шлюзованной системы, длившаяся более десяти лет, своей цели достигла. Благодаря разветвленной системе шлюзов и плотин теперь гораздо более эффективно удастся контролировать уровень вод в многочисленных озерах, реках и речушках Вологодской области. Теперь, как рассказывают специалисты, ситуация, когда в течение навигации уровень воды менялся до полутора метров в районе Кирилло-Белозерского монастыря, полностью исключена. Так что задача, поставленная президентом, выполнена, и нашей северной святыне ничего больше не угрожает!

Еще одна цель, которую так или иначе преследовала модернизация, — обеспечение качественной водой областной столицы. Дело в том, что один из реконструированных шлюзов поддерживает напор на Кубенское озеро, которое, в свою очередь, является основным резервуаром, откуда вода попадает в систему водоснабжения Вологды. Теперь сбоев быть не должно.

 

Безопасность судоходства, экология, обеспечение питьевой водой жителей области — это очень и очень важно, но не станем забывать и про экономическую составляющую крупнейшего инфраструктурного проекта.

Например, доставка леса, пожалуй, практичней и выгодней именно по водным артериям Русского Севера. Действительно, на одну баржу можно погрузить такой же объем древесины, как и на 25 многотонных лесовозов. В итоге доставка одного куба обойдется гораздо дешевле: не надо тратиться на оплату труда десятков водителей, покупку и обслуживание постоянно дорожающей лесовозной техники, топлива и многое другое. Да и для государства постепенный переход грузопотока на воду был бы экономически целесообразен. Разбивающий трассы по всей стране магистральный транспорт дороговато обходится как федеральному, так и региональным Дорожным фондам.

— Кроме того, даже не стоит говорить, что содержание одного километра водных путей в десятки раз дешевле, чем содержание километра автодороги, — уточняет Юрий Бральнин. — Надеемся, что после завершения модернизации и реконструкции Северо-Двинской шлюзованной системы, а также других объектов Волгобалта, грузопоток водным транспортом на Северо-Западе страны и конкретно в Вологодской области начнет расти. Ну а наша организация со своей стороны приложит все силы, чтобы содержать всю систему, все гидросооружения в зоне своей ответственности в полном порядке.

Общая протяженность внутренних водных путей, находящихся на обслуживании ФБУ «Администрация «Севводпуть», составляет 6506 километров, в том числе в границах Архангельской области — 3456 километров, Вологодской области — 1132, Кировской — 249, Республики Коми — 1669 километров. Организация готовит водные пути к гарантированным габаритам судового хода. Занимается путевыми работами по содержанию средств навигационного оборудования, тральными, дноуглубительными работами, проводит русловые инженерно-геодезические и инженерно-гидрологические изыскания, дноочистку, осуществление диспетчерского регулирования движения судов с предоставлением путевой и гидрометеорологической информации в границах бассейна, содержание и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.

 

Владимир Шмыков, руководитель Федерального бюджетного учреждения «Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей»:

— В этом году Северо-Двинской водной системе исполняется 190 лет. За это время она была реконструирована дважды — в 1917 году и сейчас, спустя более 100 лет.

Мы проделали огромную работу в рамках целевой федеральной программы. Все старые деревянные конструкции заменены на современные материалы с применением новых технологий, которые совершенствовались уже в ходе строительства, начиная с 2009 года. В итоге мы получили полную автоматизацию и последние электронные средства эксплуатации, которые значительно облегчили труд на всех объектах.

Только в прошлом году по всей Северо-Двинской шлюзованной системе перевезено порядка 100 тысяч тонн различных грузов. Конечно, эти цифры сложно сравнить с показателями трафика грузов по автомобильным дорогам, однако мы уверены, интерес к водному транспорту у нас в стране будет постепенно возрождаться. В первую очередь за счет лесопромышленников, металлургов, химиков. Развитие водных путей Северо-Двинского бассейна имеет стратегическое значение не только для экономики нашей страны, но и для межрегиональных связей, развития внутреннего туризма.