Маэстро вкуса

В таком тонком деле, как производство шоколада, невозможно обойтись без прирожденного чувства вкуса. Из обычных ингредиентов настоящий мастер создаст кондитерский шедевр, вкус которого зазвучит, как любимая мелодия. Это тоже искусство, всё, как в музыке. А если к этому добавить еще и изысканную упаковку в виде скрипки, шляпки или морской ракушки, то можно снова вернуться в детство и поверить в чудеса.

Погружение в сказку

 

Создать не просто шоколад, а настоящую сказку, смогли основатели кондитерской фабрики «АтАг» Юрий и Арутюн Атомяны. Оторваться от реальности можно сразу, как только попадаешь на производственную площадку «АтАга». Просторная территория с зелеными газонами, на которой расположились фонтаны и арт-объекты, интригует и заставляет ждать чего-то необычного. Взору открывается вид на средневековый замок с башенками, в котором расположено кафе, а за ним удивительный парк с фигурками сказочных гномов, каретами, причудливыми кактусами – фонарями, скамеечками и фонтаном. Восторг от прогулки усиливается ароматом шоколада, который с порывом ветра доносится из кондитерских цехов и напоминает о том, что вы находитесь на территории кондитерской фабрики, а не в детском городском парке. Невольно начинаешь улыбаться и понимаешь, что именно так должна выглядеть шоколадная фабрика, а конфеты, сделанные здесь, будут особенно вкусные и необычные.

 

За 23 года работы кондитерская фабрика «АтАг» завоевала доверие со стороны покупателей и стала известна по всей России. И именно постоянно растущий спрос заставляет команду «АтАг» двигаться вперед ускоренными темпам. Как признаются основатели бренда, они уже давно потеряли счет количеству выпускаемой продукции. Каждый год на рынок выводятся новинки, которые уже на витрине магазина обращают на себя внимание и эффектно выделяются среди прочих сладостей. Не заметить их невозможно! Как, впрочем, невозможно и забыть, однажды попробовав. О гномах и замках, которые появились на фабрике, а также о новинках, совсем недавно пополнивших сказочную коллекцию конфет «АтАг», нам рассказал Арутюн Агасиевич Атомян.

- Арутюн Агасиевич, в первую очередь хочется спросить про то сказочное пространство, в котором создаются ваши сладости, это не похоже на промышленный объект.

- Действительно, с прошлого года мы приняли участие в проекте по детскому промышленному туризму. Скажу сразу, что это по просьбе губернатора Вологодской области Олега Александровича Кувшинникова. Мы поддержали его идею и в рамках этого проекта создали на своей производственной площадке туристическую зону и разработали программу для наших маленьких гостей. Не скрою, для нас это определенные сложности и ответственность, но я согласен с губернатором – мы должны думать о наших детях. Очень важна социальная составляющая – нужно не только деньги зарабатывать, но и людям добро дарить. Признаюсь, когда мы только начинали этот проект, я думал, приедет несколько детских групп и на этом всё закончится. Но не поверите – перед пандемией у нас были расписаны экскурсии на полгода вперед.

Изначально было запланирована небольшая экскурсия, посещение кафе и детское представление. Но видя, какой интерес вызывает у детей наша кондитерская фабрика, мы решили расширить туристическую зону и доработать программу.

Сейчас строится кинотеатр, где в интересном для детей формате будут показываться фильмы-презентации о нашем производстве –  как производится наш шоколад, как он наливается в формы, как упаковывается. Дети увидят намного больше, чем могли бы увидеть в цехах. Это будет содержательно, занимательно и более объемно. Появится и несколько фотозон –  в кинотеатре, на детской площадке и в кафе. Для того чтобы детям было интересно прокатиться по территории, мы купили специальный паровозик с вагончиками. Вся туристическая зона оформлена таким образом, чтобы детям было интересно. У нас и зимой и летом есть что посмотреть. В кафе ребят будут ждать театрализованное представление, дегустация новинок и, конечно, сладкие подарки!

Всё необходимое оборудование уже закуплено, заключены контракты с артистами, и в ближайшее время нам предстоит еще снять фильм, но этим тоже займутся профессионалы. Думаю, что полностью реализовать весь проект мы сможем за полгода, а возможно, и больше, но поэтапно запускать программу будем сразу, как снимут ограничения.

 - Откуда приезжают к вам маленькие туристы?

- Ребята приезжают со всей Вологодской области, в основном это учащиеся 1-5 классов, им это очень интересно.

- Думаю, такую экскурсию ребенок запомнит на всю жизнь и в магазине сразу заметит вашу продукцию. Это грамотный маркетинговый ход?

- Конечно, когда мы начинали разрабатывать этот проект, мы не думали ни о какой выгоде для себя. Главное, что мы получили, –  моральное удовлетворение. Это настоящее удовольствие –  видеть, как детям нравятся наша фабрика и конфеты. Это и есть для нас самая лучшая реклама – дети уходят в восторге, а когда видят в магазине нашу продукцию, говорят: «Мы были на этой фабрике!» Это позволяет нам быть более узнаваемыми среди конкурентов для наших юных покупателей.

- Возможно, кто-то захочет работать у вас, когда вырастет?

- Не исключено (улыбается), хотя мы не задумывались об этом, но если это так, то мы будем только рады. Со своей стороны мы создаем для этого все условия.

 

- Культура производства у вас на очень высоком уровне, это видно сразу.

- Во-первых, так как у нас развивается промышленный туризм, всё должно быть на высшем уровне. Разница между средним и очень хорошим составляет примерно 30 % затрат. Зато в итоге мы получаем очень высокий уровень производства. Я думаю, это того стоит, нужно потратить немного больше, чтобы получить лучшее. В Европе очень высокие стандарты и требования к пищевым производствам. Именно по этому пути мы идем, потому что рано или поздно в России будут такие же требования, и мы сразу их придерживаемся.

Второй фактор – я сам когда-то начинал с грузчика, это было еще после школы. Мы с братом не министерские сыновья и всегда любили труд. И мне не нравится, когда руководители создают для себя хорошие условия, а про работников забывают, думаю, это нечестно. Благодаря нашим людям мы достигли определенного материального уровня и в свою очередь создаем максимально комфортные условия для них. На производстве всегда и везде чистота и порядок, начиная с санузлов. Есть места приема пищи, работает кафе, где можно пообедать, есть транспорт для перевозки людей. Могу заверить, что даже если бы не было туризма, на нашей фабрике было бы так же чисто и красиво. Человек, который не уважает то, что рядом с собой, не уважает и себя, у меня, во всяком случае, такой подход. Поэтому в нашем коллективе царят понимание и уважение, мы одна большая семья, я говорю это абсолютно честно.

 «Скрипка Страдивари», и не только

 

- Вы вывели на рынок несколько принципиально новых продуктов, разработали свою концепцию. В чем изюминка?

- Я всегда с супругой посещаю самые престижные мировые выставки, чтобы подготовить почву для участия и посмотреть, насколько мы готовы, заметят нас или нет, как мы будем выглядеть. Скажу так, хотя, возможно, это нескромно с моей стороны, но абсолютно честно: те новинки, которые уже вышли и планируются выйти на рынок, не имеют аналогов. Я посещал самые дорогие кондитерские магазины Европы и Арабских Эмиратов, видел много хорошей продукции, но аналогов нет. Мы открыли для себя новое направление в кондитерском производстве. В чем оно заключается? В очень изящных и красивых упаковках, чтобы люди не просто насладились вкусом конфет, а получили еще эстетическое удовольствие от упаковки, которая в дальнейшем найдет свое применение в доме. Например, ребенок конфеты поел, а потом использует коробочку под ручки, карандаши. Сами же конфеты могут тоже использоваться со смыслом, например, с ними можно учить буквы или английский язык. Сейчас идет работа над новой «конфетной» книгой «Моя Россия», она тоже будет познавательной.

«Если дело доходит до шоколада, то сопротивляться бессмысленно»  такую фразу можно встретить на упаковке конфет «АтАг». Согласитесь, актуально и со вкусом!

 Нишевая продукция

 

- Как меняются фабрика, ассортимент и покупательский спрос?

- Любой бизнес никогда не должен стоять на месте. Тот, который стоит или работает по старинке, обречен. Я прекрасно понимаю это, и своего сына я всегда учу: «В бизнесе один закон: когда у тебя всё есть и уже ничего не хочется, тогда или бизнес продавай, чтобы люди не остались без работы, или продолжай развиваться, третьего не дано». Это закон бизнеса. Были периоды, когда мы развивались очень стремительно, сейчас скорее умеренно, но более грамотно, потому что есть опыт и возможности уже другие. А когда начинали с самого малого, у нас было всего восемь  человек, маленький цех, нас не замечали, и надо было бежать, чтобы нас увидели. Именно с такой скоростью мы двигались вперед , и со временем, с Божьей помощью, мы нашли свою нишу. Это не просто слова.

 

Сегодня мы ориентированы на зарубежный рынок, потому что тот продукт, который мы предлагаем, не представлен за границей. Европейцы – народ очень экономный. А с их налоговой системой, ценами на энергоресурсы и логистикой аналогичная единица продукции получается очень дорогой. У нас есть все возможности, что мы и делаем. Наш товар абсолютно конкурентоспособный и по качеству, и по оформлению.

 Мелодия для скрипки

 

- Как меняются шоколад и начинки? Ингредиенты ведь у всех одни и те же, а конфеты разные.

- Да, борщ – он везде борщ, но есть борщ, который готовит мама. (Смеется). То же самое и с шоколадом. У меня есть определенный опыт, я знаю о шоколаде немножко больше, чем обычный покупатель. Это моя работа. Я знаю тонкости шоколада, какие критерии есть, как оценить его. На мой взгляд, в мире есть три вида самого вкусного шоколада – швейцарский, бельгийский и итальянский. Я больше люблю итальянский шоколад. Итальянцы более креативны, и мне это близко, я люблю всегда варьировать, а не идти по одному пути, штамповать одно и то же мне неинтересно. Я скажу честно, в каких-то продуктах мы дошли до большой высоты по качеству, а вот добиться нужного качества шоколада не получалось. Мы привлекали и опытных российских технологов, но ничего не менялось, всё по старинке. Я даже думал, что дело в сырье. Недавно у нас был очень авторитетный итальянский технолог, которого мы ждали восемь месяцев. На него буквально очередь выстраивается среди кондитерских фабрик. Когда мы общались, он мне задал один вопрос: «Чего вы хотите?», я ответил, что хочу выпускать вкусные итальянские конфеты, хочу получить качественный итальянский шоколад. И больше я его не видел. Через пять дней мне технологи приносят шоколад с нашего производства, попробовав который я понял, что это именно то, что я хотел. Я почувствовал вкус настоящего итальянского шоколада. А каково же было мое удивление, когда я узнал, что этот шоколад изготовлен нашими мастерами, в нашем цехе и на том же сырье, с которым мы работали и раньше. У нас всё получилось! Уже сейчас все любители шоколада могут попробовать нашу новинку, конфеты «Скрипка Страдивари», изготовленные по новой итальянской технологии.

Это мой шедевр, я обожаю этот продукт. Над «Скрипкой» я трудился четыре года. Это был большой труд. И название «Страдивари» выбрано неслучайно. Великий мастер трудился над своими скрипками многие годы, достигая идеального звучания. Так и для меня имя Страдивари говорит о том, что невозможно легко получить то, чем все будут восхищаться. «Скрипка» по своему оформлению, по подходу, по качеству шоколада и по своей ценовой политике уникальна, я надеюсь, что наш труд будет по достоинству оценен нашими покупателями.

Конфеты «Скрипка» представлены в трех вариантах:- «Страдивари» в светло-коричневой подарочной упаковке, из натурального темного шоколада с добавлением сладкого дробленого миндаля- «Страдивари» (с музыкой) в темно-коричневой упаковке, из молочного шоколада с добавлением дробленого лесного фундука- «Вивальди» (с музыкой) в белой подарочной упаковке, из натурального темного и молочного шоколада с кусочками какао-бобов и печенья.Интрига не только в качестве шоколада, но и в музыкальном сюрпризе, который таит в себе скрипка. Прекрасный подарок для особенного случая.

 Командная работа

 

- За годы работы у нас с братом сложилась сильная команда. Я занимаюсь производством, а Юрий – сбытом продукции. Когда мы только начинали, в Шексне сильных менеджеров по сбыту было не найти, продукт, по сути, продавал себя сам. Сильный менеджмент и слабое производство – путь в никуда. А когда хорошее производство и слабый менеджмент, есть возможность развития. Люди же неглупые, сильные менеджеры сами тебя найдут со временем. У нас так и произошло.

Я очень доволен нашей совместной работой с братом за эти годы. И когда анализирую, понимаю, что всё не зря, если бы изначально у нас были сильные люди в продажах, премиум-класс мы бы не создали. Это 100 процентов. Да, это сложный путь, по нему трудно идти, это затратно, рискованно, но, слава богу, у нас есть наша команда, и благодаря ей сегодня мы имеем такой результат, – отметил Арутюн Агасиевич.

 Закон бизнеса в действии

 

Сейчас производственные мощности кондитерской фабрики «АтАг» сосредоточены на трех площадках в поселке Шексна. Производство постоянно модернизируется, реализуются новые проекты. Работает своя газогенераторная станция, которая полностью обеспечивает производство собственной электроэнергией, что положительно сказывается на стоимости конечного продукта. Стоит отметить, что и вся подарочная упаковка –  сказочные сундучки, ракушки, скрипки, шляпки, книжки – отливаются также в собственных цехах фабрики, там же они покрываются серебром и золотом. Было закуплено оборудование, заказаны формы и отлажен процесс производства пластиковой упаковки. Этим проектом занимался сын Арутюна Агасиевича – Оганес, который сейчас является его правой рукой на производстве.

Останавливаться на достигнутом здесь не собираются, четко соблюдая закон бизнеса: либо продавай, либо развивай. Уже сейчас построены три теплицы, в которых планируется выращивание клубники для дальнейшего использоваться на кондитерском производстве. Для этого закуплен сублиматор, с помощью которого из ягод будет удаляться влага, оставляя при этом витамины и вкусовые качества и даже сохраняя форму. Еще в планах «АтАга» разбить плодовый сад, где будут выращивать яблоки и груши, а в более влажных местах, возможно, даже плантации с черникой и брусникой.  Пока закон бизнеса передается от отца к сыну, еще долгие годы кондитерская фабрика «АтАг» будет радовать нас настоящим итальянским шоколадом в причудливой упаковке и другими новинками с плодово-ягодным наполнением. А плоды будут выращены в собственных садах, под тенью которых проложат новые туристические маршруты. Можно не сомневаться, у этой истории будет продолжение!