Как становятся профессионалами

На чемпионате «Лесоруб XXI века» в этом году весь пьедестал почета был зелено-белым от спецовок сотрудников Группы «Илим» — сразу три команды Лесного филиала по сумме баллов вышли в первую тройку.

Илим, Группа „Илим“, ilimgroup, Лесоруб XXI века

Что нами движет? Конечно, интерес!

 

В команде-победительнице выступали два Александра — Шенин, оператор харвестера и чемпион 2019 года, и Соловьёв, оператор форвардера, дважды чемпион «Лесоруба», а также Сергей Морозов, оператор гидроманипулятора, чемпион 2019 года и призер предыдущих лет.

К слову, Сергей не первый раз поднимает командный кубок на главной сцене чемпионата. Он единственный не пропустил ни одного соревнования и сегодня утверждает: «Пока будут приглашать, будем приезжать! Что нами движет? Конечно, интерес!»

Для него и коллег поездки в Малиновку стали обязательным мероприятием календаря. Рассказывает: «Ближе к началу чемпионата созваниваемся. Начинаем обсуждать, кто начал тренироваться, какие изменения в программе. В общем, понимаем, что дело ответственное, подходить к нему надо серьезно». Хотя поначалу на приглашение поучаствовать в конкурсах профмастерства в транспортном цехе, где трудится Сергей Морозов, отзывались неохотно. Кто-то сразу отказывался, другие сомневались, а вот он согласился. И не жалеет.

Илим, Группа „Илим“, Сергей Морозов, ilimgroup, Лесоруб XXI века

— Почему именно нас позвали на первый чемпионат? Я понимаю так, что в 2015 году я, мои коллеги — Алексей Вилявин, Вадим Попов, Николай Тиунцев — работали на погрузке вагонов. А там требуется очень большая точность в управлении гидроманипулятором. Вот начальник цеха Владимир Чекавинский и предложил попробовать свои силы на конкурсе профмастерства, — поясняет Морозов.

Если на первом чемпионате всеми двигало любопытство, то к третьему и четвертому появился настоящий спортивный азарт: захотелось выйти в призеры, а то и победить, стать лучшим из лучших. Тем более что предпосылки к успеху тоже имелись. «В команде на гидроманипуляторе очень сильный наставник, мудрый тренер Эдуард Тимофеевич Галин. Каждый раз он ищет новую тактику в подготовке, вырабатывает стратегию выступлений», — продолжает Сергей.

Один год они отрабатывали скорость, другой — качество сборки сруба. А потом поняли, что всё-таки есть разница в управлении ГМП-«атмосферником» (кресло без кабины) и ГМП-кабиной. В Группе «Илим» в целях безопасности при перевалке древесины применяются только кабины, а потому выступать на «стуле» оказалось непривычно. Организаторы чемпионата пошли навстречу участникам и с 2019 года стали выставлять машины на выбор.

По словам Сергея, дни в Малиновке — незабываемые. Заводит буквально всё: огромное количество новой техники, сотни зрителей и болельщиков, общение между участниками, их переживания, взлеты и падения. Много знакомых на чемпионате: постоянные друг друга знают — спрашивают, как идут дела, что думают про выступления. Большую роль играет солидарность в самой команде «Илима». Ребята болеют, выходят к той площадке, где стартует очередной участник. Настраивают его на стабильное ровное выступление, мол, будь спокоен, не волнуйся, мы с тобой. Если высокое место занял, то и вся команда поднимется на ступеньку выше.

Для Морозова все чемпионаты памятные: 2016-й, когда они впервые завоевали победу с Дмитрием Рогачевым и Николаем Чукичевым, 2017-й, когда отлично выступили в номинациях, но не смогли взять первое командное место, триумфальный 2019-й, когда сразу несколько илимовцев уехали на победных авто.

«Удача везде должна быть. На чемпионате она играет большую роль наравне с мастерством участников. Пожалуй, пятьдесят на пятьдесят», — считает Сергей. В 2021-м, сокрушается, ему не повезло еще на жеребьевке. Не любит выступать в числе первых, а тут как раз выпал номер в начале списка.

— На срубе чуть-чуть ошибся, а Саше Лисеенкову повезло. Мне, чтобы его обогнать, надо было собрать городки за пять минут девятнадцать секунд. А у меня получилось на пять секунд больше! — со смехом вспоминает Сергей. Ему ничуть не обидно было уступить пальму первенства коллеге. Считает: пусть в цехе будет больше мастеров.

Сергей Морозов за рулем лесовоза уже 14 лет. До этого трудился сварщиком-газорезчиком в подрядной организации на целлюлозно-бумажном комбинате в Коряжме. Потом пересел на лесовоз. Когда в транспортный цех поступили отечественные лесовозы с ГМП, то Морозова и еще несколько ребят специально направляли в Красноборский лесной техникум на учебу. А сейчас Сергей работает на современном комфортном VOLVO с гидроманипулятором-кабиной KESLA, где продуманы все условия для безопасной и эффективной работы. И работу свою он любит: «Нас привлекают на перевалку и погрузку древесины, формирование промежуточных складов с лесной продукцией для комбината. Зимой выезжаем на вахту шесть через три, тоже на перевалку и погрузку».

Словом, вся жизнь в движении. Конечно, не без опасностей — мало ли, что может случиться в дороге. Но ребята стараются идти в рейс несколькими машинами, обязательно пользуются рацией. Если поломка у кого случится, товарищ не бросит в беде. Так и на чемпионате — взаимовыручка и поддержка у илимовцев всегда на первом месте.

Побеждает мастерство

 

 

Специалисты «Илима» не первый год осваивают современные технологии рубок ухода, работают на технике новых серий, но и в традиционных приемах сплошной рубки им пока нет равных. Как отметил на закрытии чемпионата губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, «Илим» забрал все награды, потому что подготовка хорошая. Глава региона поручил «всем остальным тренироваться».

Руководитель коряжемской делегации, ведущий специалист группы по спецподготовке Лесного филиала Николай Головин соглашается с мнением губернатора, но в то же время подчеркивает: «Конкуренция год от года растет». Несмотря на паузу 2020 года, опытные конкурсанты собрались с силами и показали всё, на что способны. Разрыв в победных баллах порой составлял десятые доли, тем не менее коряжемцы практически во всех номинациях в первых строках.

Эксперты подчеркивают тот факт, что «на шестом чемпионате произошла ротация чемпионов»: новички потеснили тех, кто прежде завоевывал награды. И это очень хорошо, потому что способствует интересу к профессии и желанию наращивать мастерство.

Из бригады чемпионов

 

Юрий Шиханов как раз из тех новичков, кто удивил всех: первый раз на старте — и обошел самых опытных. Он трудится оператором форвардера на лесозаготовительном участке «Вилегодский» Лесного филиала Группы «Илим».

Илим, Группа „Илим“, Юрий Шиханов, ilimgroup, Лесоруб XXI века

В свои тридцать с небольшим Юрий считает, что всё в жизни складывается неплохо: заработанный за первое место на чемпионате миллион он потратит на семью, ведь у него трое детей, а еще хочет получить высшее образование, обязательно связанное с лесом.

«После школы, честно говоря, долго не мог определиться с профессией, — рассказывает Юрий. — Работал некоторое время на пилораме, шесть лет отводил делянки. Нормально получалось: навигатор освоил, с бумагами-чертежами разобрался. Меня даже бригадиром назначили». А потом семья переехала в Ильинско-Подомское, и ему вновь пришлось искать работу. Юрий стал наладчиком оборудования на деревоперерабатывающем предприятии. Появилось много друзей, среди них братья Соловьёвы. Антон и Александр на тот момент уже были знаменитыми, благодаря выступлениям на профессиональных соревнованиях. Рассказывали, как работают на современных машинах, зачем участвуют в конкурсах, насколько серьезно к ним готовятся. Старший из братьев, Антон, и уговорил друга выучиться на оператора форвардера.

В Сыктывкаре Юрий получил права для управления трактором, окончил курсы оператора форвардера и вернулся на Виледь. Чтобы попасть на вакантное место в Лесной филиал Группы «Илим», ему пришлось выдержать конкурс: «Приехал на отборочные. Всё сдал, всех больше баллов набрал — и меня взяли».

Сегодня он трудится в бригаде с чемпионами «Лесоруба»: на харвестере напарники Антон Соловьёв (он же — бригадир) и Александр Шенин. Антон в прошлые годы не раз был призером чемпионата «Лесоруб XXI века», Александр — чемпион 2019 года. В нынешнем году ребята тоже выступали: Шенин — пятый, Соловьёв — семнадцатый. Говорят, что на валке леса (это первое и ключевое упражнение для оператора харвестера) многое зависит от удачи, например, от погоды и ветра.

Что касается операторов форвардера, то в их работе главное — иметь железную выдержку и крепкую руку. Практически с самого начала работы в «Илиме» Юрий решил участвовать в соревнованиях: «Хотелось собственные ошибки увидеть и проанализировать, присмотреться к другим конкурсантам». В 2018-м и 2019-м в призеры не вышел, но выводы сделал. Стал тренироваться.

Илим, Группа „Илим“, ilimgroup, Лесоруб XXI века

В 2021-м Юрий Шиханов завоевал первое место на корпоративных соревнованиях, тем самым закрепил за собой место в команде для поездки на чемпионат «Лесоруб XXI века». Он очень ждал эти четыре дня и признается, устал за время соревнований, но результатом доволен: «Это был незабываемый момент, когда нас всех пригласили к сцене для награждения команд. Вот только тогда и понимаешь: всё не просто так!» А сейчас Юрий поставил себе новую цель — получить высшее образование. И это будет еще один серьезный шаг вперед для того, кто хочет работать в лесу по-современному, по-чемпионски.

В Сибирь — за новым опытом

 

В этом году впервые за всё время выступлений в номинации «Машинист экскаватора» первое место завоевал представитель Группы «Илим» Роман Резников. Он шесть лет трудится в дорожно-строительной службе Лесного филиала.

До этого успел поработать в леспромхозе и дорожно-строительном управлении поселка Шипицыно, но всё время на экскаваторе. В 2014 году Группа «Илим» организовала собственную дорожно-строительную службу. Резников, конечно, слышал о новой структуре, но не спешил переходить. Правда, когда ребята рассказали, как работает ДСС, то и он не выдержал, пришел устраиваться. «Разница чувствуется: объемы работ в разы больше, чем в леспромхозе. Здесь серьезно подходят к делу, зимние и летние дороги строят», — делится Резников.

Илим, Группа „Илим“, Роман Резников, ilimgroup, Лесоруб XXI века

И отношение к рабочему человеку другое. Раньше на экскаваторщика смотрели косо, вспоминает Роман: «Тащишь с собой на смену какие-то шланги, веревки: вдруг что-то сломается. Если день отработал без поломки — это счастье». В ДСС используется современная техника. Например, Резников трудится на экскаваторе Caterpillar. Машине два года, но внимание к ее техническому состоянию самое пристальное. Машинист наблюдает и составляет список — что в ремонт, а что пора под замену. В октябре технику погрузят на трейлер и отправят в ремонтную мастерскую службы.

Технология строительства дорог для вывозки лесной продукции хорошо отработана, все параметры строго выдерживаются. Бригада — два экскаватора плюс бульдозер — первой заходит на территорию. Корчует, оканавливает, делает водопропуски, заодно оценивает качество грунтов, возможности для отведения воды.

Поскольку бригады ДСС работают в разных районах, то и методы строительства дорог различаются. Они зависят от характера местности, ее заболоченности и грунтов. Но вот Резников уверен, что с природой соперничать не следует: «Считаю, с болот воду отводить не надо. Природа сама знает, как лучше. Когда строим дорогу и видим, что вода может затопить ее, то делаем мостики».

В бригаде Романа трудятся пять человек. Кроме него, экскаваторщик Игорь Ядрихинский, бульдозерист Сергей Майков, мастер Антон Матвеев и водитель автомобиля Игорь Кашкан. Коллектив дружный, профессиональный. «Мы всегда приходим на участок первыми. Если местность сырая, даем ей «отдохнуть» максимум год, чтобы будущие дороги пообсохли. Если после нашей подготовки сухо, грунты хорошие, то следом работают дорожники», — поясняет Роман.

Живут бригадой на вахте в одном вагончике. За неделю чего только не обсудят. Понятно, о чемпионате в Малиновке тоже были разговоры — за ужином, после трудового дня. Выяснилось, что у Романа неплохой конкурсный опыт. Было время, когда он трудился экскаваторщиком в Шипицынском ДРСУ. И его пару раз отправляли как лучшего на областные соревнования. В 2018 году поехал на «Лесоруб XXI века» как представитель «Илима».

— Еще с тех пор помню, какая тряска начинается перед самым выходом на старт. В Малиновке на последнем упражнении надо было набрать определенное количество баллов, чтобы выйти в тройку финалистов. Посчитал — вижу, есть шанс. Всё думал, лишь бы рука не дрогнула! — рассказывает Роман. — Нервы, конечно, потрепал. Говорил себе: только не считай. А как сел в кабину, получил сигнал «на старт», машинально стал считать упавшие кубики. И на двадцатом рука вдруг затряслась. Ну, всё, думаю, пропал. Последняя секунда — раз, и выбил. Без штрафных баллов!»

Сейчас все перипетии чемпионата позади. Роман рассказывает о них с улыбкой. А еще вспоминает встречу с директором: «Был разговор о том, чтобы отправить нашу бригаду по обмену опытом в Усть-Илимск. Но потом всё затихло, наверное, из-за пандемии. Но тут нам снова пообещали — поедем!»

На чемпионате в свободные часы коряжемцы общались с сибирскими коллегами. Обсуждали особенности лесозаготовки, вывозки древесины и, конечно, строительство дорог. «Интересно было бы посмотреть и сравнить, как ребята работают. Может быть, у них плюсов больше?» — предполагает Резников.

Есть еще две причины, почему его тянет в Сибирь: там проходила армейская служба, а еще в тех местах живут родственники жены. Вот и получается, что желание попасть в сибирские края — заветное.