ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ
Начнем с вузов: у нас в гостях Николай Малков, ректор Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Н.В. Верещагина, и Светлана Гусар, исполняющая обязанности ректора Ярославской государственной сельскохозяйственной академии.
Николай Малков: Ежегодно более двух третей выпускников Вологодской ГМХА очной формы обучения идут работать по специальности. Согласно данным ежегодного независимого мониторинга Министерства образования и науки РФ, по аграрным специальностям работают 82 процента от общего числа студентов очной формы обучения (выпуск 2016 года).
Светлана Гусар: Более 80 процентов выпускников находят высокооплачиваемую работу в первый год после окончания сельскохозяйственной академии. Поскольку востребованность кадров на селе высокая, то большая часть специалистов работает именно по полученной специальности.
Какую практическую подготовку имеют выпускники?
Н. М.: Для качественной подготовки специалистов заключены договоры с 37 базовыми предприятиями Вологодской и соседних областей. В рамках обучения у студентов проходят практики: по получению профессиональных навыков, учебная, технологическая, научно-исследовательская, преддипломная и другие. Дополнительно ребята работают в профильных студенческих отрядах, принимают участие в обучающих программах и стажировках на лучших предприятиях страны. Кроме того, к окончанию вуза ряд студентов получает дополнительную специальность: сварщика, токаря, автомеханика, тракториста-машиниста, ландшафтного дизайнера, бухгалтера. Больше половины выпускников имеют водительские права.
С. Г.: Более 100 предприятий АПК являются базами для прохождения производственных практик. В учебном процессе принимают участие их руководители и специалисты. Академия заключила договор с сельхозпредприятием «Вощажниково», на базе которого был организован учебный центр практического животноводства. Этот центр дает студентам возможность получить новые знания и практические навыки, пройти производственную практику. Для организации временного трудоустройства обучающихся создан стройотряд «Чайка», который уже несколько лет успешно работает на этом же предприятии.
Н.М.: Вопрос закрепления молодежи в сельской местности является достаточно социально острым. После того как студенты в течение четырех–шести лет проживут в городе, обучаясь в вузе, разумеется, не все хотят уезжать. У нас, как мы считаем, показатель трудоустройства неплохой. Но важно понимать, что молодой специалист должен на селе и закрепиться. Жилье, зарплата, соцсфера – вот главные вопросы, требующие решения. В ежегодном опросе, который мы проводим в вузе, студенты называют основные сдерживающие факторы: отсутствие больниц, учреждений культуры и отдыха, цифровых школ, недостаточное количество мест допобразования детей, невысокая зарплата, отсутствие благоустроенного жилья, плохие дороги. Главной причиной, с нашей точки зрения, является именно отсутствие развитой, в том числе социальной, инфраструктуры.
С.Г.: Работодатели неохотно принимают на работу специалистов без опыта, даже выпускников, имеющих красный диплом. В итоге они вынуждены устраиваться на низкооплачиваемые должности и работать не по специальности, чтобы приобрести требуемый стаж. Кроме того, за время обучения в городе студенты привыкают к определенному комфорту – легкому доступу к объектам культуры и спорта. В сельской местности, конечно, другие условия. Кроме того, переезд на село связан со сменой круга общения.
Н.М.: Этот вопрос мы также задаем нашим студентам в рамках мониторинга. 63 процента обучающихся выпускных курсов стали бы работать в сельской местности. Студенты отметили факторы, способствующие привлечению молодежи в сельскую местность: выплата подъемных, предоставление благоустроенного жилья, заработная плата от 22 тысяч рублей, возможность стажировок, дальнейшего обучения и карьерного роста, наличие служебного транспорта. Молодые специалисты готовы ехать на село, и у нас есть хорошие примеры. Такие предприятия, как правило, заблаговременно беспокоятся о своем кадровом потенциале и при поддержке академии принимают студентов на стажировки и практики. Они готовы предоставлять им жилье и достойную зарплату. Проблему привлечения молодежи нужно решать комплексно: от создания реальных действующих программ поддержки начинающих специалистов до развития социальной инфраструктуры.
С.Г.: Самое главное, что видят выпускники, – это востребованность кадров в отрасли АПК. Темпы роста АПК высоки и отличаются стабильностью. Это уверенность в том, что работа на селе найдется гораздо быстрее, чем в городе. Кроме того, меры социальной поддержки выпускников, которые оказывает правительство Ярославской области, в том числе департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, и сами сельхозпроизводители способствуют закреплению выпускников на селе. Возможность построить дом на льготных условиях на собственном земельном участке – отличный старт в самостоятельной жизни.
Н.М.: Отношения с руководителями сельхозпредприятий складываются по-разному. Одни просят дать сразу готового специалиста и обращаются в академию за неделю до вручения дипломов. Другие, наоборот, приглашают студентов на оплачиваемые практики и стажировки, подключают к работе профильные студотряды, выделяют именные стипендии, разрабатывают и проводят недельные обучающие интенсивы. Во втором случае молодому специалисту не требуется времени на адаптацию на предприятии, он знает особенности его работы. Именно этот путь мы и развиваем. Примеры хорошей плановой работы у нас есть как в Вологодской области, так и в Тверской, Ярославской, Брянской, Воронежской. Кроме того, ежегодно на базе академии организуются «Ярмарки вакансий» и «День карьеры», встречи с представителями предприятий. Ряд учреждений имеют свои информационные уголки, проводят экскурсии. Ежемесячно мы размещаем информацию на сайте академии о вакансиях, которые предлагают предприятия. С апреля этого года планируем проводить Дни муниципальных районов в академии.
С.Г.: С целью дальнейшего трудоустройства студентов и выпускников академия сотрудничает с департаментом АПК и потребительского рынка Ярославской области, ведущими сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями области. С первых курсов студенты в рамках выездных занятий, практического обучения посещают предприятия региона, выбирают их для подготовки выпускных квалификационных работ. За время прохождения практики руководители успевают присмотреться к будущим специалистам. Кроме того, в академии созданы базовые кафедры на производствах, то есть студенты не разово выезжают в хозяйства посмотреть на производство, а непосредственно на предприятиях изучают вопросы кормления, доения, технологий переработки.
Н.М.: Сможет ли городской житель проживать на селе, работать на ферме или поле? Это во многом зависит от конкретного человека. Мы знаем достаточно много примеров, когда ребята из города едут работать и приживаются на селе, имеют хорошие производственные результаты, и наоборот, бывают случаи, когда и сельский житель не может вписаться в коллектив. И опять же многое зависит от того, на какое по эффективности предприятие приходит работать специалист, развита ли там система наставничества, какие технологии используются.
С.Г.: За долгие годы работы мы убедились в обратном и имеем много примеров, когда студент приходит на практику на сельхозпредприятие, готовит выпускную квалификационную работу и возвращается туда, но уже в качестве специалиста. 50 процентов обучающихся в Ярославской ГСХА – это городские ребята. Границы города и села стираются. Вот мы говорим о работе на селе: в наших условиях это обычно 60–100 километров от города, всего час-полтора на автомобиле – и ты в столице Золотого кольца России.
Н.М.: Так как ребята к окончанию вуза уже неоднократно работали на сельхозпредприятиях во время практик и в профильных трудовых отрядах, то в целом они знают, какой это труд. Однако при сегодняшнем высоком технологическом развитии (и таких сельхозпредприятий становится с каждым годом всё больше) этот труд автоматизирован и компьютеризирован. А самое главное – аграрный труд становится более престижным. Все другие условия работы – рационально ли построена работа на предприятии, организованы ли места отдыха и питание сотрудников, социальные гарантии, – зависят только от самого коллектива и компетентности руководителя.
С.Г.: В процессе обучения мы не стараемся приукрасить условия работы в АПК. Во время практической подготовки, работы в студенческих отрядах «Альтаир» и «Чайка» ребята получают четкое представление о реальных условиях работы. Кроме недостатков в работе, они видят и много преимуществ: это и заинтересованность работодателей в молодых специалистах, и материальная поддержка. Да и многие из них не готовы поменять интересную работу на офисное кресло в городе.
С.Г.: Ярославская область не столь протяженная, как Вологодская, но в целом проблема характерна для всей страны. Отток населения из сельской местности в последнее время несколько замедлился благодаря региональным программам по развитию социальной инфраструктуры. В тех районах, куда приходит инвестор, где развивается производство, мы видим активное возрождение села. Будем надеяться на укрепление этой тенденции.
Тотемский политехнический колледж, одно из самых востребованных учебных заведений своего звена в Вологодской области, возглавляемый Николаем Рычковым, является одной из кузниц кадров среднего профессионального звена для отрасли сельского хозяйства и других сфер экономики. Здесь готовят трудовые резервы, благодаря которым и обеспечивается продовольственная безопасность района, области, страны. Выпускники колледжа также трудоустраиваются в разных уголках России. Например, 74 процента изучавших механизацию сельского хозяйства устроились именно в соответствии с полученным дипломом.
- Престиж рабочих профессий растёт с каждым годом. Но хорошо, если абитуриент сделал свой выбор по призванию, а не ради диплома. К сожалению, временщиков, определившихся после школы по принципу «лишь бы куда», немало. В сельском хозяйстве, как ни в какой другой отрасли, важны корни, привязка к земле, а она формируется с ранних лет по примеру родителей. Комплектование групп, связанных с сельхозпроизводством, из городских жителей уже само по себе в большей мере провально. Я считаю, ответ на вопрос, кем быть, должен быть четким, а профориентационную работу с детьми надо начинать уже с начальной школы, – высказывает свое мнение Николай Капитонович.
Тотемский политехнический колледж готовит кадры по социальному заказу. Администрации муниципальных районов проводят мониторинг профессий, востребованных на рынке, а учебное заведение открывает набор на новые специальности. Выполнить эту задачу удается не всегда. Вот свежий пример: в 2016 году не скомплектовали группу агрономов, так как от выпускников школ поступило только три заявки.
- Мы гордимся своими практикантами и выпускниками, когда в их адрес поступают хорошие отзывы руководителей. Наши ребята работают во многих хозяйствах. Но все мы понимаем, что не последнюю роль в профессиональном выборе играет и инфраструктура поселений. Одно дело сельхозпредприятие, действующее под Вологдой, совсем другое – деревня в отдаленном от областной столицы и районного центра краю, медвежий угол, где еще теплится жизнь… Торговых центров, кинотеатров, бассейнов там не было и, вероятно, не будет. Предел мечтаний – сохранить детсады, школы и медпункты. Так вот, повторюсь, если человек родился в деревне, привязан к малой родине и всегда хотел трудиться на земле, то, вполне вероятно, он вернется. Но хотя бы обозначенное выше должно быть. А чужой в такую местность никогда не поедет, даже с призванием и желанием работать на селе, – продолжает Николай Капитонович.
НОВАЯ ВОЛНА
А вот и главные герои – сегодня еще студенты ВГМХА, завтра уже молодые специалисты. Тот самый заветный потенциал для многих сельхозпредприятий, где так не хватает молодежи. Мы пообщались с ребятами, которые четко для себя решили работать в агросфере. Двое из них уже сами успели проникнуться вопросом привлечения кадров на село, но обо всем по порядку. Итак…
Знакомьтесь: Ирина Микляева, пятый курс Вологодской ГМХА, ветеринарный врач. Сложилось такое впечатление, что эта девушка уже родилась с серьезным аграрным опытом, подумалось про семейную династию. Но, оказалось, она из областной столицы – Вологды, да и деда-фермера у нее нет. Любовь к животным еще в девятом классе предопределила ее профессиональный путь. Поступив в академию и попробовав себя в ветеринарных клиниках, студентка пришла к выводу, что такое занятие не для нее. Ей понравилось работать на передовой, на производстве – с крупным рогатым скотом (вот для чего нужны полноценные практики и стажировки!)
После защиты диплома она отправится в Брянскую область, где уже успела попрактиковаться на одном из предприятий известного холдинга – крупнейшего инвестора в отечественный АПК. Решающим фактором в выборе места работы стала возможность профессионального роста.
- Система приема студентов и выпускников у будущего работодателя отработана очень четко. Достойная оплата труда, жилье предоставляется. В селе – три магазина, детсад, школа, Дом культуры. До Брянска – два часа езды. Холдинг организует и свои мероприятия. Например, зрелищное «Русское родео». Основное условие для коллектива – постоянное повышение квалификации, профессиональный рост. Создана своя бизнес-академия (уникальный для России проект) с хорошей материально-технической базой и опытными педагогами. Во время практики была возможность пообщаться и с иностранными специалистами, – отметила пятикурсница.
Ирина Микляева призналась, что начинать было тяжело, работа в сельском хозяйстве не из легких, но постепенно привыкла, а уходить в другую сферу не возникало и мыслей. Животноводство – это интересно! Абердин-ангусская порода коров, с которыми она работала и будет работать на Брянщине, считается редкой для России, а условия содержания скота тоже не совсем стандартные – круглогодично животные находятся в полях. Как вам такой опыт?!
Еще одна интереснейшая собеседница – Марина Макарова, четвертый курс Вологодской ГМХА, зоотехник. С выбором профессии эта очаровательная нежная девушка, выросшая в городе (она из Сокола), определилась еще… в шестом классе! Тогда она впервые оказалась на животноводческом комплексе, где трудилась зоотехником ее тетя. Единственный выбор, который стоял перед ней, – где учиться. Поступила и в Санкт-Петербургский аграрный университет, и в Вологодскую молочнохозяйственную академию. Осталась дома.
- Разочарования в профессии нет. Наоборот, я хочу продолжить свое образование. Начала изучать ветеринарию. Из класса я одна пошла в сельское хозяйство. Знаю, что существует стереотип, якобы ферма – это навоз, запах, резиновые сапоги и люди, сидящие под коровами с ведрами… На самом деле зоотехник – еще и управленческая специальность, а современные животноводческие комплексы оснащены прогрессивным оборудованием и по ним можно ходить в кроссовках. Я не раз проводила профориентационные встречи со школьниками и рассказывала им об этом, а они удивлялись, – поделилась студентка.
Практики и стажировки Марина Макарова проходила в крупных хозяйствах Вологодской и Воронежской областей. У нее есть еще время для того, чтобы определиться. В родных местах близкие и друзья, в другом регионе больше перспектив. Что особенно впечатлило жительницу Северо-Запада в Центральном Черноземье?
- Нам, студентам, давали пробовать всё: я ездила за рулем трактора, доила и осеменяла коров. У нас постоянно проходили лекции, тесты, экзамены. Оплата труда зависела от рейтингов. Какая оценка, такая и премия. Это действительно стимулирует! Работая в молодом коллективе, где основная масса специалистов еще не достигла 30 лет, я чувствовала себя очень комфортно. Понравилась развитая инфраструктура населенного пункта, высокая зарплата для начинающих, наличие служебного жилья и обеспечение питанием. Еще один важный момент – профориентацию здесь начинают не в старших классах, а в детском саду! Работают и напрямую с местными жителями, семьям с детьми показывают производство – современное, красивое, чистое, – рассказала девушка.
Ирина Южакова, четвертый курс Вологодской ГМХА, садовод. Девушка еще не наработала такого грандиозного опыта, как две предыдущие рассказчицы. Но ее жизненная позиция тоже активна.
Проходя практику на профильном сельхозпредприятии в Вологде, она увлеклась еще и флористикой, сделала еще один шаг в своем профессиональном развитии. Накануне летних каникул дважды досрочно сдавала экзамены и ездила со стройотрядом в Крым, где работала не только в садах, но и на виноградниках. Научилась проводить «зеленые операции» – так виноградари называют процедуры, необходимые для правильного формирования растений и повышения их урожайности (обрезку и обломку побегов, прореживание листвы, пасынкование и прочие).
- Я родилась и выросла в Бабушкинском районе. Многие мои родственники связали свою жизнь с сельским хозяйством. В колхозе трудились дед и бабушка, папа работал трактористом, а мама – дояркой. Поэтому и я всегда видела свое будущее в этой сфере. Я хочу остаться в Вологодской области и работать по получаемой специальности, – подчеркнула Ирина Южакова.
Еще два молодых специалиста, с которыми удалось пообщаться, решили продолжить свое обучение и вышли на вторую ступень высшего образования.
Марина Митина, маслодел-мастер, – на втором курсе магистратуры. Она успешно совмещает работу на перерабатывающем предприятии в одном из восточных районов Вологодчины, где и проходила практики, с учебой в вузе.
- Моя профессия универсальная: я могу работать на разных пищевых производствах в любом городе. У нас небольшой коллектив – всего 13 человек. В холодное время года мы перерабатываем семь тонн молока в сутки, в теплое – 10–12 тонн. Не хватает маслоделов и слесарей. С радостью принимаем на практику студентов. Они легко обучаемы и берутся за дело с энтузиазмом. Периодически я посещаю специализированные выставки, форумы, семинары. Ездила в Москву, Петербург, Сыктывкар, была на предприятиях Вологодской области. Мне нравится моя работа, – сказала собеседница.
На вопрос о роли инфраструктуры в привлечении молодых специалистов в сельскую местность и небольшие райцентры, она тоже ответила. В Нюксенице есть современные детские сады с невысокой наполняемостью групп, возможности для качественного досуга детей (секции, кружки, студии), спорткомплекс с бассейном, куда она ходит каждый день. Но даже этого уже недостаточно, чтобы с легкостью решать кадровый вопрос. Проблема с молодыми специалистами есть, и Марина с этим уже столкнулась.
Сергей Евстигнеев, главный инженер, – на первом курсе магистратуры. Его история в первую очередь интересна тем, что он перевелся в аграрный вуз из железнодорожного на четвертом курсе обучения. Когда жизнь расставила свои приоритеты, а он оперативно и серьезно нацелился на переквалификацию, окружающие сильно удивились...
- Я сопоставляю две сферы, и то, что я выбрал, – сельское хозяйство, – мне нравится больше. Работаю на крупном предприятии в Грязовецком районе (сам родом из Грязовца) уже пятый год. Зарплата стабильная. Условия для коллектива созданы. Молодые специалисты получают значительную поддержку государства. Есть возможности профессионального роста, – подчеркнул он.
Не скрыл, что начинать было сложно, но адаптировался довольно быстро. Сегодня у молодого руководителя в подчинении два механика, агент по снабжению, 30 механизаторов, 17 водителей, а также токари и сварщики. Техники много, поголовье крупного рогатого скота большое, к тому же из-за нехватки земель колхоз арендует поля за 80 километров от основных производственных объектов. Поэтому расслабляться некогда. В то время как офисные работники отдыхали больше недели, аграрии трудились, и первого января тоже.
- Такой напряженный график отпугивает многих. Я сам присматриваю кадры и понял, что это непростой вопрос. Даже на практику приходит не каждый, кто планировал, – заметил Сергей Евстигнеев.
В целом, по его словам, для состоявшегося специалиста главное – хорошая работа, и при наличии в поселении основной инфраструктуры (детсада, школы, магазинов) близость больших городов не так уж и важна.
По словам ребят, многие сокурсники даже не собираются работать в сельском хозяйстве, изначально поступив в академию лишь для диплома. И к нашему удивлению, про какую-то активность со стороны агробизнеса по работе со студентами тоже говорить не пришлось. Честно говоря, мы рассчитывали на большее, думая, что у выпускников есть понимание по большинству предприятий АПК своего региона и многих руководителей хозяйств ребята знают в лицо. Но тут, как говорится, «поле непаханое» для самих аграриев. Ограничиваться только подачей заявки по вакансиям не стоит, нужно начиная с 1 курса заявлять о себе как о надежном работодателе и быть ещё ближе к студентам. В таком диалоге можно будет найти решение.
ВАКАНТНЫЕ МЕСТА
Сергей Чёлпин возглавляет сельхозпредприятие, действующее в Сокольском районе. Несмотря на стабильность хозяйства, близость деревни Чекшино к городам Соколу и Вологде, ее расположение у федеральной трассы, определенные трудности с кадрами всё же есть.
В первую очередь нужны операторы машинного доения и механизаторы, то есть рабочие руки. Периодически требуются специалисты с высшим образованием.
Когда я попыталась связать эти насущные вопросы с отсутствием хорошей социальной инфраструктуры на селе, Сергей Васильевич не согласился со мной, так как найти занятие для себя и обзавестись единомышленниками можно где угодно.
По его словам те, кто живет в крупных городах, тоже постоянно не посещают театры, музеи, рестораны, хотя имеют такую возможность. Их дети не занимаются всеми видами спорта или искусства, иногда и вообще никуда не ходят: это довольно затратно.
- Всё дело в призвании и желании. Только они удержат человека в сельхозпроизводстве, так как в основном это тяжелый физический труд и ненормированный рабочий день. Полагаю, многие получают образование ради диплома, а не ради профессии. Я встречался со студентами, привозил их в хозяйство на экскурсию, предлагал им благоустроенное жилье. Шестеро сказали, что планируют работать на селе. В результате не появился ни один. Знаю специалиста, выучившегося для нашей отрасли, но работающего в другой сфере. Ему хотелось бы трудиться по профессии, но, в сравнении ответственности и графика, выбор делается не в нашу пользу, – рассказал собеседник.
Но выход из ситуации он нашел – собирает людей по закрывающимся предприятиям, по дальним районам. Благо возможность обеспечить новых работников квадратными метрами имеется.
В настоящее время одна половина коллектива – это местные жители, другая – приезжие, которые перебрались в Чекшино по приглашению Сергея Чёлпина. Треть работников (26 человек) – молодежь в возрасте до 35 лет. В 2015–2017 годах на работу были приняты два выпускника профильных учебных заведений, один со средним профессиональным образованием, другой – с высшим.
Сергей Аксенов, председатель сельскохозяйственного производственного кооператива в Тарногском районе, сказал, что средний возраст работников в его коллективе – далеко за 40, есть несколько 30-летних, и только один – недавний выпускник. Рассуждая о кадровом вопросе, он отметил, что молодежь на село может привлечь возможность получения государственной субсидии и профессионального опыта. При этом на другой чаше весов оказываются высокая ответственность, тяжелая физическая нагрузка и удаленность населенного пункта, где действует предприятие, от хороших дорог и городов с их возможностями.
Поэтому в глубинке трудно с кадрами любого возраста. И не только в отрасли сельского хозяйства. А ведь это наши традиции, уклад жизни: без продуктов питания не прожить.
- Аграрии работают и в выходной, и в праздник. Кто-то начинает свой трудовой день в четыре утра, кто-то в семь. Далеко не каждый человек готов к такому графику. Это во-первых. А во-вторых, не будем лукавить: городу уделяется гораздо больше внимания, чем деревне. Как должно быть? Ориентир – 70–80-е годы прошлого века, когда деревне уделялось большее внимание и в плане развития социальной инфраструктуры, чтобы заинтересовать молодежь. Сейчас мы предоставляем своим работникам не только жилье, но и компенсацию 50–75 процентов на оплату коммунальных услуг. Это важно, но этого недостаточно. Не зря говорят, рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Если из деревни уезжают в большие города, то из городов устремляются в столицы, а из столиц вообще за границу, – высказал свое мнение Сергей Павлович.
Как видите, дорогие читатели, вырисовывается картина, в которой присутствуют и яркие, и темные мазки и штрихи. Ответ на вопрос «Что делать?» не остается риторическим. Прежде всего ломать стереотипы о том, что сельское хозяйство – это непрестижно, неинтересно, невыгодно. Уже с малых лет подрастающее поколение должно знать о том, что коров могут доить роботы, что в современном тракторе удобнее сидеть, чем на диване, что простые деревенские животноводы и растениеводы участвуют в международных, всероссийских и региональных мероприятиях и возвращаются домой с золотыми и серебряными медалями.
- Обеспечение АПК молодыми кадрами – приоритетный вопрос на ближайшие годы. Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует их закреплению на селе. Для привлечения выпускников законом Вологодской области установлены меры поддержки. Ответственность за подготовку кадров должны нести не только профильные учебные заведения. Вырастить профессионала можно только при помощи конкретного заказчика – предприятия АПК.
Екатерина Старостина