«И родина моя передо мною»

Уникальная выставка с таким названием открылась 14 февраля в Юго-Западной башне Вологодского кремля. Художники, ценители искусства и музейные работники назвали экспозицию культурным событием года.

Вологодский бизнесмен Олег Старковский представил на ней уникальные экспонаты макетов зданий и культовых комплексов Русского Севера XIX-XX вв., а также картины русских художников из своей частной коллекции.

Напомним, что Олег Владимирович является учредителем проектно-строительной компании «Стройнорд», которая в этом году отметит свой 10-летний юбилей. Открытие экспозиции стало своего рода подарком всем ценителям архитектуры и истории Русского Севера в юбилейный для компании год.

За последнее время подобные выставки по инициативе коллекционера неоднократно организовывались и проходили в Вельске, Тотьме и Белозерске. 

Каждый из экспонатов коллекции, по словам Олега Владимировича для него ценен и дорог, поэтому когда его спрашивают, какая из его картин самая любимая, он отвечает: «Выбрать невозможно, они все для меня значимы и любимы, как дети».

Во время открытия выставки бизнесмен настолько интересно и увлеченно рассказывал не только о представленных экспонатах, но и об их разработке, создании и истории приобретения, подчас интересной и непредсказуемой, что, вернувшись домой, хотелось прочесть и узнать еще больше о прекрасном и славном прошлом Русского Севера, поражающем своим величием, гармонией и красотой...

Изучай дом, в котором ты живешь 

 

В ноябре 2016 года мы знакомили наших читателей с проведением выставки в Вельском краеведческом музее им. В.Ф. Кулакова. Олег Владимирович тогда увлек слушателей в удивительный мир архитектуры и ее истории, рассказал массу интересных фактов и событий, заметив, что для него очень важно изучать историю региона или места, в котором он работает или планирует работать.  

Он так и делает. Когда компания «Стройнорд» еще только начинает проработку направления деятельности в одном из регионов, то  досконально изучает историю, архитектуру и специфику этих мест, знакомится с его жителями (художниками, архитекторами, музейными работниками).  Благодаря такому сотрудничеству и удается наладить неформальный и тесный контакт бизнес – история – культура – работа, позволивший в последнее время компании «Стройнорд» занять одно из достойнейших мест в сфере строительства. 

Так, коллекция Олега Владимировича с каждым годом расширяется и пополняется, а ценители искусства в очередной раз получают возможность увидеть ее экспонаты в организуемых музейных экспозициях. Как считает сам бизнесмен, нет никакого смысла хранить эту красоту от людей, коллекции для того и создаются, чтобы ими могли любоваться все желающие.

Олег Старковский: – Каждый макет, каждая картина имеют свой адрес и свою историю.

«Интересно увидеть мир Олега Владимировича в изделиях малых архитектурных форм и предметах искусства, которые он так бережно и трепетно собирает. Уникальные работы из его коллекции уже произвели впечатление на жителей нескольких районов, где проходили его выставки. Одна картина экспонировалась в Париже («Вечер в августе» художник Кочешков М.А., г. Суздаль)», – отметил на открытии выставки в Юго-Западной башне кремля заместитель начальника Департамента культуры и туризма Вологодской области Дмитрий Шевцов. 

А началась эта коллекция с макета Спасо-Всеградского собора, который был главенствующим храмом града Вологды. Когда-то вологжане давали обет, что храм всегда будет стоять в центре города, но в 1972 году он был разрушен. Многие жители города помнят, как это происходило. Стены этой святыни рушили танками. Сейчас на месте собора находится Поклонный крест. 

 – Я очень надеюсь, что храм будет восстановлен и станет вновь украшением города, – говорит Олег Старковский. 

История края –  картиной и макетом

 

Олег Старковский признается, что каждый макет, каждая картина имеют свой адрес и свою историю, связанную как с ним лично, так и с местом ее написания или нахождения строения. Сейчас о каждой картине или макете он мог бы написать целую книгу. И, возможно, так оно и будет. Работники областного крае-ведческого музея предложили помощь в организации составления каталога коллекции с размещением в этом издании материала о макетах, картинах, иконах, куклах и других предметах,
собранных им.

На выставке в Вологде можно увидеть картины, выполненные в разных техниках – масло, акварель и гуашь, но также и офорт. (Офорт – разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющей получать оттиск с печатных форм («досок»), с последующим травлением поверхности кислотами. Первые датированные оттиски по данной технологии известны и относятся к 1501–1507 годам).

Северная глубинка вдохновляет художников Вологды и Череповца, Санкт-Петербурга и Москвы, Кинешмы и Вельска. Здесь можно увидеть работы Юрия Ткачёва, Владимира Нилова, Михаила Кочешкова – г.Владимир,  Дарьи Рубцовой, Анны Филиповской, Михаила Тишакова –
г. С-Петербург, Всеволода Видякина –
г. Архангельск, Александра Романова, Анатолия Новгородова – г. Вологда и многих других художников. 

Среди работ также представлены картины, пополнившие коллекцию во время проведения всероссийского пленэра, в котором принимали участие около двадцати художников из многих регионов России. Пленэр организовывался и прошел в 2016 году в Ферапонтове при поддержке Олега Старковского и компании «Стройнорд», и некоторые его участники приехали на открытие выставки, это – Вера Филиппова (г. Череповец), Александр Романов и Анатолий Новгородов (г. Вологда). Посетители выставки также могут увидеть одну из уникальных и значимых для коллекционера работ – это икона «Святой благоверный князь Олег Брянский», которая была написана одним из участников пленэра, воронежским иконописцем Михаилом Ананьиным.

Художники, рассказывая, как проходил пленэр, вспоминали, что именно такие частные коллекции, как у Олега Владимировича, были основой для российских музеев.

 – Эта выставочная экспозиция уникальна. Я вижу много новых работ, и они представляют художников со всей России. Отдельно отметим редчайшую технику офорт, такие традиции сохраняет сейчас разве что Академия художеств, – поделился Александр Романов и поблагодарил компанию «Стройнорд» за многогранность работы и меценатство по отношению к искусству. 

Художник Александр Романов, который помог оформить выставку, рассказал, что познакомился с предпринимателем в рекламном агентстве. Олегу Владимировичу был нужен совет по работе, и постепенно они начали общаться – так завязались дружба и сотрудничество.

Основная сложность выставки в Вологодском кремле, как говорит Александр Романов, была в том, чтобы грамотно обыг-рать пространство и выбрать подходящие работы. А это было непросто, потому что вариантов очень много, и проблема выбора была одной из самых сложных. 

 – Порой сталкивались совершенно противоположные интересы: художники просили, чтобы в оформлении их работ использовался картон определенного цвета, а в мастерских Вологды он отсутствовал, нас поджимало время, и мы шли вразрез с их желанием. Олегу Владимировичу было немаловажно показать широту художественных возможностей и географию работ, находящихся в его коллекции, а площадь и геометрия стен и пространства не позволяли их все разместить, к сожалению, пришлось многими работами пренебречь, – вспоминает Александр Романов.

Но итог всех порадовал. Например, чтобы задействовать в центральной части зала круглые колонны, Олег Старковский и его коллеги изготовили прямоугольные короба – квадратные тумбы, что позволило значительно увеличить и показать максимально большее количество работ. 

Специальные стойки для экспозиции были сделаны и для ниш-подоконников Юго-Западной башни. Это новаторство восхитило руководство Вологодского областного краеведческого музея. Сотрудники даже не представляли, что пространство можно использовать и увеличить экспозиционную площадь таким образом!

 

Олег Старковский:«Обратите внимание на работу «Колодец». Колодец сам по себе – это «маленькая точка», но если поднять крышку и заглянуть внутрь, открывается глубина. В воде видно отражение, а если приглядеться еще, появляются облака, птицы, – говорит Олег Старковский. – Стоит сфокусироваться и посмотреть еще глубже – на дне можно заметить камни. Вот так любая картина и любой макет, если быть чуть внимательнее, пробуждают в нас воспоминания о самых знаковых моментах жизни. Я хочу, чтобы этих моментов при просмотре экспозиции было открыто как можно больше. Хочу, чтобы вы радовались и вспоминали самое лучшее в жизни».

Панорамы и миниатюры

 

Самый большой макет на выставке в кремле – это экспозиция набережной Великого Устюга. 12 километров городской среды показаны на макете длиной более 3 метров. Древний город в миниатюре выполнен с мельчайшими деталями: люди, лошади, повозки – всё это размером со спичечную головку. Удивительно точно показаны Торговая площадь, Архиерейское Стефановское подворье, усадьба с парком Михаила Булдакова – и всё это многогранная и богатая на события история нашего края, любимого коллекционером всей душой.

Олег Старковский, детство которого прошло в Великоустюгском районе, с удовольствием лично рассказывал землякам и вологжанам о городе детства, о его улочках и домах, о людях и событиях, когда-то развивавшихся и проходивших в этом крае, оставивших «запечатленный след памяти» в его великой истории, в истории Великого Устюга, а с ним и Вологодчины – нашей России.

У посетителей выставки есть уникальная возможность в деталях рассмотреть северную архангельскую избу, костромскую усадьбу, церкви Тотемского и Вытегорского районов, а также другие исторические памятники и образцы русского зодчества. 

Чтобы сохранить макеты, которые подвержены как внешнему воздействию, так и температурным перепадам, их поместили в специальные короба. А чтобы макеты не казались слишком маленькими в большом пространстве башни кремля, организаторы выставки на задних планах изготовили и поместили панорамы старой Вологды и природы нашего края, что добавило в экспозицию свой колорит. 

По словам Александра Романова, который занимался оформлением выставки, дизайнеры и создатели макетов вдохнули в антураж исторических строений целые архитектурные композиции с прилегающим ландшафтом, местными дорогами и крошечными жителями, и если рассматривать макеты с высоты человеческого роста, то пытливому уму открываются едва заметные детали и образы.

Для самого коллекционера эти макеты – символ величия прошлого. Неудивительно, что коллекционер и его единомышленники продолжают пополнять экспозицию и сейчас работают над созданием макетов усадьбы Хвалевское Бабаевского района и батальной композиции «Бородинское сражение».

Если так пойдет и дальше, то можно предположить, что в скором времени в Вологде откроется новый музей гранд-макетов. Музейные работники планируют на основе выставки организовывать круг-лые столы художников и архитекторов.

Все желающие смогут открыть для себя мир удивительной архитектуры и красоты Русского Севера, посетив выставку «И родина моя передо мною» (6+), которая продлится до 14 апреля. Затем ее будут ждать в других городах и регионах России.

 

 

Один из последних экспонатов в коллекции – экспозиция набережной Великого Устюга. 12 километров городской среды показаны на макете длиной более 3 метров. Древний город в миниатюре выполнен с мельчайшими деталями: люди, лошади, повозки – всё это размером со спичечную головку. Удивительно точно показаны Торговая площадь, Архиерейское Стефановское подворье, усадьба с парком Михаила Булдакова