Транспортная доступность
В апреле 2020 года у деревни Лихачево Устьянского района Архангельской области состоялось открытие нового временного моста. Для почти четырех тысяч жителей нескольких населенных пунктов Киземско-Дмитриевской стороны это событие стало самым настоящим праздником. Ведь каждый год во время паводка люди оказывались отрезанными от «большой земли». Добраться до этих деревень не могли ни скорая помощь, ни почта, ни машины с продуктами.
Старый деревянный мост, построенный еще в середине 70-х годов прошлого века, был закрыт по причине его аварийного состояния еще в 2012 году. Спустя пять лет его окончательно разобрали. А всё движение транспорта осуществлялось по временному низководному мосту.
Новый временный мост через реку Устью длиной 94 метра намного выше и надёжнее старого, и весеннее половодье его уже не снесет. А рядом ведется строительство уже капитального железобетонного моста. Именно он окончательно решит вопрос надежного транспортного сообщения с райцентром для жителей близлежащих населенных пунктов. Генеральным подрядчиком выступает Котласское дорожно-ремонтное строительное управление. Работы по строительству объекта начались в январе этого года, а 1 марта к ним подключилось АО «АвтодорМост» в качестве субподрядчика.
— Капитальный мост состоит из шести опор и пяти пролетов в бетонном исполнении. Длина пролета 24 метра, — поясняет генеральный директор АО «АвтодорМост» Алексей Прожерин. — Береговые опоры — свайного типа. К зиме надо «поднять» сооружение из воды, соорудить русловые опоры, их четыре. В зимнее время начнем монтаж балок, из которых состоят пролеты. В одном пролете — шесть балок, каждая по 36 тонн. Всего на мосту будет 30 балок. Ширина капитального моста — 10 метров с тротуарами по одному метру с каждой стороны, длина — 129,4 метра. Плюс еще пять километров — подъезды к мосту. Завершить возведение нового, капитального моста с сопутствующей инфраструктурой запланировано в сентябре 2022 года.
На месте строительства разбит вахтовый городок, в котором круглогодично будут жить, сменяя друг друга, 18 специалистов «АвтодорМоста». Бригада оснащена всей необходимой техникой, экскаваторами, кранами. А для сооружения опор даже специально закуплен итальянский бетонный завод на колесах.
— Учитывая масштабы этого проекта, нам пришлось серьезно расширить кадровый состав, по сути, на предприятии было создано отдельное обособленное подразделение. Нашу команду пополнили инженерно-технические работники, прорабы, мастера, рабочие. Уверен, что после реализации этого проекта все специалисты будут востребованы на новых, не менее интересных объектах, которые пополнят наш портфель заказов, — считает Алексей Прожерин.
В этом году компания уже реализовала крупный проект по сборке сезонного моста через реку Илешу в Верхнетоемском районе. Длина сооружения — 103 метра, мост пятипролетный в деревянном исполнении с металлическими балками.
Также на сегодняшний день специалисты «АвтодорМоста» задействованы в капитальном ремонте десятиметрового бетонного мостового перехода через реку Верхний Гавшин с обустройством подходов на автодороге Шангалы — Квазеньга — Кизема в Устьянском районе. Ввод в эксплуатацию этого объекта запланирован в октябре этого года.
Во всех районах Поморья
Мостовой переход через Устью на автомобильной дороге Шангалы — Квазеньга — Кизема стал первым серьезным строительным объектом АО «АвтодорМост».
— Наше предприятие занимается содержанием, ремонтом и строительством мостов, искусственных сооружений, путепроводов, арок, туннелей. Работы по содержанию проводятся круглогодично. В зоне ответственности АО «АвтодорМост» в общей сложности находятся 293 моста общей площадью 152 109 квадратных метров, расположенные во всех 18 районах Архангельской области. Примерно треть мостовых сооружений находятся в хорошем состоянии, 89 — в неудовлетворительном, два моста — в аварийном. Длина самого большого моста через реку Онегу в Каргопольском районе, находящегося на содержании нашего предприятия, составляет 310 метров, а самый маленький мост — 2,8 метра — расположен в Устьянском районе, — приводит данные Алексей Прожерин.
Для своевременного и качественного обслуживания мостовых сооружений на территории всей Архангельской области в составе АО «АвтодорМост» созданы Южный и Северный участки, каждый из которых оснащен всей необходимой для проведения работ техникой. Головной офис предприятия и производственная база Южного участка находятся в городе Вельске, Северного — в столице Поморья. Предприятие старается идти в ногу со временем, осваивает новые технологии, приобретает современную технику.
АО «АвтодорМост» выполняет весь цикл работ, связанных с содержанием региональных мостов в соответствии с действующими нормативами и стандартами. В общей сложности более 40 видов работ. От покоса травы, диагностики и надзора за искусственным сооружением до ремонта и реконструкции его отдельных элементов. Предприятие обслуживает все типы мостов, построенных в области. В том числе железобетонные, деревянные и комбинированные мостовые сооружения.
Особого внимания требуют так называемые низководные мосты. Таковых в зоне ответственности «АвтодорМоста» насчитывается десять: в Вилегодском, Вельском, Устьянском, Холмогорском, Верхнетоемском и Красноборском районах.
— Перед весенним паводком в марте-апреле мы вынуждены убирать низководные мосты. Разбираем верхушку, снимаем прогоны, складируем на площадках, ждем, пока пройдет ледоход. Потом их восстанавливаем. В этом году толщина льда достигала метра, поэтому многие сваи в паводок просто унесло. А это потребовало дополнительных финансовых вложений на приобретение древесины, которая буквально с марта подорожала в полтора-два раза, а металл — в два раза и выше. В условиях такой нестабильной экономики очень важно просчитывать все эти риски, — отмечает Алексей Владимирович.
Особая каста
Любая хорошая дорога, безусловно, играет очень важное значение. Но если между пунктами «А» и «Б» есть водная преграда, то даже скоростная магистраль не сможет их связать без надежных мостовых сооружений. Для такого обширного по площади региона, как Архангельская область, по территории которой протекает огромное количество рек, речушек и ручьев, это особенно актуально. Недаром мостовики считаются особой кастой, находящейся на стыке дорожной и строительной отраслей. Ведь для возведения мостового сооружения нужны не только точный расчет, хорошее знание свойств тех или иных строительных материалов, но и творческий подход к делу.
Сегодня штат АО «АвтодорМост» насчитывает порядка 180 человек. О том, что это высококлассные специалисты, свидетельствуют высокие места, занятые сотрудниками предприятия на профессиональных соревнованиях различного уровня.
— В 2019 году наш сотрудник Василий Горбунов занял первое место среди машинистов экскаватора на чемпионате «Лесоруб XXI века». В этом году наши сотрудники также будут бороться за звание сильнейших в номинациях «Машинист экскаватора» и «Оператор гидроманипулятора». А поскольку работа мостостроителей связана с грамотным планированием и четкой подачей той или иной конструкции на мост, то они готовятся к чемпионату прямо на своих рабочих местах на строительстве объектов, — рассказал Алексей Прожерин. По словам руководителя «АвтодорМоста», именно высокопрофессиональные кадры являются сегодня главной ценностью предприятия.
И благодаря этому с каждым годом работы для АО «АвтодорМост» будет прибавляться. На 2021 год в целом по Архангельской области запланирован ремонт девяти мостов. Помимо этого, мостовики связывают большие ожидания с увеличением объемов строительства и ремонта в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а также с началом реализации дополнительного федерального проекта «Мосты и путепроводы».
Создание специализированного предприятия АО «АвтодорМост» вызвано спецификой работ, требующих квалифицированных кадров, определённой производственной базы и контроля за качеством. В 1993 году по инициативе федерального Росавтодора и территориального «Архангельскавтодора» в Архангельской области была создана государственная компания по содержанию мостов — ОАО «Поморское мостовое управление», которое стало первой компанией подобного рода в России, а в 2003 году появилось ОАО «Вельское мостовое управление». 7 июня 2013 года в ходе реструктуризации, оптимизации и территориальных объединений в дорожной отрасли области была учреждена новая единая организация — АО «АвтодорМост».